Давно хотел написать серию справочных постов о современных речных судах. Эта тема интересна мне самому, многим знакомым, которые просили это сделать, да и просто ради повышения самообразования. Не секрет, что для большинства, все что движется по водной акватории и перевозит людей - это пароходы, ровесники "Авроры". А все что не перевозит людей - это баржи. На этом познания заканчиваются. Часто встречаешь такое и читать оное не очень приятно и интересно, поэтому попробуем с помощью серии постов раздвинуть сложившиеся стереотипы. По примеру, как этот было
в посте о круизных речных судах, работающих сейчас на реках России. В этом посте расскажу кратко (без дебрей ТТХ) о самых заметных представителях буксирного флота (о сухогрузном и танкерном чуть позже). Начнем вот с такого буксирчика - самого распространенного на реках России.
Тип:
буксир-толкач «РТ» мощностью 300 л.с.Распространение: все судоходные реки России
Строились: на 16 заводах по всей России
Построено: более 700 шт.
Логическое продолжение этой серии - суда с увеличенной мощностью для рек Сибири и Дальнего Востока.
Тип:
буксир-толкач «РТ» мощностью 600 л.с.Распространение: Иртыш, Обь, Енисей, Лена, Амур (+1 судно на Дону и Дунае из Сибири)
Строились: Тюмень, Кокуй
Построено: более 310 шт.
А продолжением этой серии стали суда
Тип:
буксир-толкач «РТ-800»Распространение: Волга, Кама, Черное и Каспийское моря, Дунай
Строились: Тюмень
Построено: 9
Тип:
буксир-толкач «Речной» (на Украине - «Московский»).
Распространение: Волга, Кама, Белая, Москва-река, Ока, Обь, Дунай.
Строились: Пермь, Москва
Построено: около 105 шт.
Тип:
буксир-толкач «Волгарь» и «Урал» - модифицированное продолжение серии «Речной»
Распространение: Волга, Кама, Белая, Енисей, Ангара
Строились: Астрахань, Звенигово (республика Марий Эл) , Иркутск, Красноярск
Построено: около 90 шт.
Тип:
буксир-толкач «БТ» («БТТ», «Ангара», «Речной», названия городов)Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Москва-река, Ока, Обь, Енисей, Иртыш, Северная Двина, Лена, Дунай.
Строились: Волгоград, Аркуль, Петрозаводск, Тобольск, Красноярск
Построено: более 350 шт.
Тип:
буксир-толкач с подъемно-опускной рубкой типа «БТМ»Распространение: Волга, Кама, Дон, Москва-река, Ока, Обь, Иртыш, Дунай.
Строились: Павловск, Вологда, Щельяюр, Барнаул, Омск
Построено: около 110 шт.
Тип:
буксир-толкач «Дунайский» и «Зеленодольск»Распространение: Волга, Кама, Шексна, Обь, Иртыш, Енисей
Строились: Будапешт (Венгрия) и Зеленодольск
Построено: около 110 шт.
Тип: буксир-толкач
«ОТ-800» и
«ОТА-800» и
«ОТА-900» мощностью 800-900 л.с.
Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Шексна, Иртыш, Обь, Енисей, Лена, Амур, Северная Двина
Строились: Пермь, Иркутск, Красноярск, Кокуй
Построено: около 260 шт.
Тип: буксир-толкач «ОТ» мощностью
1400,
1500,
2000 и
2400 л.с.
Распространение: Волга, Кама, Нева, Белая, Дон, Шексна, Обь, Иртыш, Енисей, Амур
Строились: Будапешт (Венгрия), Комарно (Словакия), Шлиссельбург и Череповец
Построено: 204 шт.
Тип:
буксир-толкач, рейдовое вспомогательное судно «Шлюзовой»Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Шексна, Нева, Иртыш, Обь, Енисей
Строились: Шлиссельбург, Череповец, Рыбинск
Построено: более 200 шт.
Тип: буксир-толкач, буксир-плотовод, вспомогательное судно
«РП»,
«Рейдовый»,
«Плотовод»,
«Портовый»Распространение: Все судоходные реки России, Днепр и Дунай
Строились: Котлас, Печора, Красноярск, Нижний Новгород, Волгоград, Чайковский, Киренск, Осетрово, Чистополь
Построено: около 550 шт.
Тип:
буксир-толкач, буксир-плотовод «Озерный»Распространение: Волга, Кама, Нева, Онежское озеро, Иртыш, Енисей, Лена
Строились: Комарно (Словакия), Будапешт (Венгрия)
Построено: более 120 шт.
Тип: буксир-толкач
«БТО»,
«БТП»,
«Ангарский»Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Ангара, Енисей, Лена, Северная Двина
Строились: Звенигово, Чайковский, Красноярск, Качуг, Котлас
Построено: около 42 шт.
Тип:
буксир-толкач «Красноярский рабочий / Пионер»Распространение: Волга, Кама, Ангара, Амур, Обь, оз. Байкал
Строились: Благовещенск, Иркутск, Красноярск, Осетрово
Построено: около 40 шт.
Из исчезнувших серий:
буксирные пароходы проекта 732/733. Серия из более 200 судов построена в 50-е годы. В настоящее время все суда списаны и порезаны, сохранилось лишь один полурабочий пароход в Печоре.
Тип:
колесный буксир и колесный буксир-толкач «БТК» (за основу взяты суда проекта 732/733)
Распространение: Иртыш, Лена
Строились: Прибрежный (Казахстан), Жатай
Построено: около 30 шт.
Тип:
буксир-толкач для малых рект проекта 598Распространение: Волга, Северная Двина, Печора
Строились: Щецин (Польша)
Построено: 6
Тип:
буксир морского класса типа «МБ»Распространение: Волга, Кама, Нева, Дон, Северная Двина, Лена, Днепр
Строились: Пермь
Построено: 33
Тип:
буксир морского класса проекта У1А4Распространение: Нева, Северная Двина, Печора, Енисей, Лена, Яна
Строились: Раума (Финляндия)
Построено: 16
Из изчезнувших серий:
Суда
проектов 10, 10А, 852, 1194 типа «Красное Сормово». Строились с 1948 по середину 50-х гг. Построено более 110 шт. Работали на Волге, Каме, Иртыше и Енисее. С появлением новых судов начали списываться. В настоящее время все суда списаны и порезаны, на Волге сохранилось 2 таких судна (в Астрахани и под Нижним Новгородом)
Буксирные суда типа "Бор" - о них информации совсем мало (в данный момент собирается), все суда списаны.
Понятно, что сразу обо всем рассказать невозможно. Более подробные
технические характеристики, описания и списки судов тех или иных проектов можно посмотреть здесь. В посте использованы фотоматериалы: Михаила Архипова, Андрея Русских, Владимира Шулаева, Влада Веклича, Станислава Круглова, Михаила Кобринского, Александра Овсянкина, Александра Филиппова, Captain Peter, Михаила Пашковского, Сергея Петухова, Владислава Прокофьева.