Путешествие по Каме. Заключительная серия

Nov 05, 2009 23:26





Продолжая начатый рассказ про путешествие по Каме представляю завершающую часть. В ней пойдет рассказ об участке реки от города Чайковского (Пермский край) до слияния Камы с Волгой в районе Камского устья (Татарстан). Напомню, что в предыдущих частях речь шла о Камской ГЭС и Каме в Перми, а во второй части рассказывалось об участке реки от Перми до Чайковского и Воткинской ГЭС.



1. Если идти вниз по реке от Чайковского, то по левому борту можно наблюдать вот такой водопад, видимый за несколько километров.



2. Правда при ближайшем рассмотрении водопад оказывается просто водосбросом местной ТЭЦ.



3. На высоком левом берегу расположены трамплины спортивного комплекса "Снежинка". Вид с трамплина, если стоять спиной к реке, открывается захватывающий.



4. Далее по берегам расположены города Сарапул, Камбарка и разные поселки. Но увидеть их у меня не получилось из-за практически стены дождя, когда мы проходили в тех местах в 2007 году. В 2006 мы здесь прошли ночью. Так что всего лишь пара кадров.



5. Железнодорожный мост через Каму в районе города Сарапул, на 1149 км Горьковской железной дороги. Реконструкция начата в 2002 году, закончена осенью 2007. Таким мост выглядел в июне 2007 года.



6.



7. Еще ниже по течению Камы. Примерно в районе Нефтекамска. Не знаю, что за место, но церковь красивая.



8. А это уже Нижнекамское водохранилище, образованное плотиной одноимённой ГЭС у города Набережные Челны. Его заполнение началось в 1978 году. По проекту площадь должна была составить 2580 км², объём 12,9 км³, длина 270 км, наиб. ширина 25 км.



9. Однако в процессе заполнения из-за активного противодействия ряда организаций и населения заполнение водохранилища приостановилось на 5 метров ниже проектной отметки. В связи с этим площадь водохранилища составляет 1000 км², объём 2,8 км³ (при плановых 2580 км², объём 12,9 км³). То есть этих деревьев быть не должно, но на протяжении многих километров из под воды торчит полузатопленный лес.



10. Здесь в Каму впадает река Белая, текущая через территорию Башкоротостана. К уже существующему грузопотоку добавляется транспорт Бельского речного пароходства и Башволготанкера, поэтому полупустынная река вдруг превращается в оживленное место. Номенклатура грузов такова: нефть



11. Лес и пиломатериалы (Кстати на фотографии сухогрузный теплоход "ГТ-18", затонувший в этом октябре на Рыбинском водохранилище как раз с грузом древесины).



12. И конечно песок и гравий различных фракций.
"А вы бывали на Таити?" (с)



13. Который добывают прямо со дна реки.



14. Берега Нижнекамского водохранилища.



15.



16.



17. Пока земснаряд насыпит баржу грузом для экипажей судов, которые потом поведут груженные баржи дальше, время отдыха и зеленных стоянок.



18. Брандвахта. Несамоходное судно, служащее жильём для личного состава земснарядов. В более цивилизованных местах их давно приспособили под береговые кабаки, гостиницы и офисы, которые так, например, хорошо украшают набережные Москва-реки в центре столицы. А здесь еще используют по прямому назначению.



19. Или вот еще на лицо вопиющий факт использования судна по прямому назначению. Суда типа ПМ - плавмагазины, в чью функцию входит пополнение запасов экипажей судов находящихся в дальних рейсах и следующих транзитом через какой-либо порт или, например, обслуживание команд земснарядов и землесосов работающих на реке и водохранилищах, и не имеющих возможности выбраться на берег. Аналогичные суда в Москве давно переоборудованы под банкетоходы и плавкабачки с развлечением на любой, эротический и финансовый, вкус, а здесь все еще по старинке.



20. Идем дальше. Справа по борту церквушка в Менделеевске (если не ошибаюсь)



21. А слева раскинулись кварталы Набережных Челнов.



22. Набережные Челны в летописях впервые упоминаются в 1626 году. Статус города получен в 1930 году. В 1982 году, в связи с кончиной Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, город переименовали в Брежнев. Прежнее название вернули в 1988 году.



23. Из промышленных предприятий наиболее известное - Камский автомобильный завод, КАМАЗ, крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных и легковых автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих.



24. Улица Раиса Беляева.



25. Мечеть на берегу Камы.



26. УПТЖ для ППД - головоломная аббревиатура расшифровывается как - Управление Подготовки Технологической Жидкости для Поддержания Пластового Давления. Жидкость закачивается в нефтяные пласты, для повышения нефтеотдачи.



27. На берегу Камы, в Набережных Челнах, перед шлюзами Нижнекамской ГЭС расположен затон. На этом снимке запечатлены выведенные из работы суда: грузовой теплоход-катамаран, глиссирующее пассажирское судно типа "Заря", и два пассажирских скоростных судна на подводных крыльях - типа "Метеор" (ближе) и "Восход" (на заднем плане).

Пассажирские суда, предназначенные для скоростных междугородних перевозок ил Челнов в поселки и деревни без работы из-за отсуствия финансирования: автобус и маршрутка обходятся гораздо дешевле.

У катамарана судьба сложнее. С кончиной Союза и плановой экономики суда остались без работы, так как были ориентированы на ограниченный круг перевозимых грузов (автотранспорт, контейнерные перевозки), имели невероятно высокую скорость и такой же объем потребляемого топлива. В условиях рыночной экономики их использование стало невыгодным и вся серия судов (около 20) была брошена в разных городах без работы. В Челнах катамарана было два и скорее всего они работали на обслуживание КАМАЗа.



28. Ну а мы тем временем заходим в шлюзовые камеры Нижнекамской ГЭС. Правда на снимке вид с нижнего бьефа, то есть при движении вверх по реке, но сути это не меняет.



29. Козловой кран на плотине.



30. Строительство электростанции началось в 1963 году. Первый агрегат был пущен в 1979 при отметке уровня воды в 62 м при проектных 68. К 1990 году строительство сооружений ГЭС было в основном закончено, однако работы по водохранилищу не завершены до сих пор. ГЭС является русловой электростанцией с совмещённым зданием ГЭС.



31. Через плотину и над шлюзами проходит автотрасса и железнодорожные пути.



32. Диспечерская гидроузла. Аналогичным образом оформлены гидроузлы в Балаково и Чебоксарах.



33. Шлюзовая камера.



34.



35. Туристы пассажирского теплохода "Александр Фадеев".



36. Выходим из шлюза и проходим причалы, портовые зоны и участники механизированной погрузки груза.



37. Сам себя не похвалишь...



38. Пригороды Набережных Челнов.



39. Буквально в двух часах хода от Набережных Челнов находится город Елабуга.



40. Город с невероятно богатой историей, недавно разменявшей тысячу лет.



41. И замечательными видами с горы на Каму и луга.



42. В историю города в прямом смысле вписал свое имя художник Шишкин, уроженец здешних мест. Многие его пейзажи, например "Утро в сосновом лесу" (она же "Медведи на лесоповале") и "Корабельный лес", написаны с окружающей местности. Весьма грустный след оставила здесь и поэтесса Цветаева. Прибыв сюда в 1941 году в эвакуацию она 31 августа 1941 года покончила здесь жизнь самоубийством.



43. Отправляемся дальше вниз по реке и на смену сосновым борам и заливным лугами приходит город Нижнекамск, с градообразующими предприятиями "Нижнекамскнефтехим", Шинный завод и др.



44. Речной вокзал в Нижнекамске.



45. Дальше на Каме расположен город Чистополь.



46. Первые упоминания о селе Чистое Поле нужно искать в летописях за период конца XVII - начала XVIII веков. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.



47. В конце XIX века Чистополь - крупный центр торговли зерном. Размер элеватора в порту как бы намекает, что и в последующие годы город этого звания не терял.



48. В годы Великой Отечественной войны Чистополь стал приютом для Союза Советских писателей, в числе которых были Борис Пастернак, Леонид Леонов, Михаил Максимов



49. С 8 мая 1952 года по 30 апреля 1953 года в рамках эксперимента по областному переустройству территориально-административного состава автономных республик РСФСР была образована, а затем ликвидирована Чистопольская область, город Чистополь являлся областным центром.



50.



51. Пассажирский теплоход в речном порту.



52. Тем временем Кама снова переходит в водохранилище, заключительное на своем пути, Куйбышевское море. Последнее узкое место, где берега наиболее близко расположены друг от друга в районе поселка Сорочьи горы.



53. Здесь через реку перекинут автодорожный мост, при чем не простой. Камский мост является крупнейшим в России и одним из крупнейших в Европе. Длина всего перехода почти 14 километров, причем главный переход через Каму - 1608 метров. Строительство моста было начата в 1986 году, а закончено в 2002 г.



54. Ну а мы тем временем добрались до места слияния Волги и Камы. Ширина водохранилища между берегов достигает 40 км.



55. Здесь, на месте слияния двух великих рек, стоит вспомнить, что не смотря на то, что все знают, что Волга впадает в Каспийское море это не так. Географически, да, все так и есть. Именно река с названием Волга, на 3530 километре, ниже Астрахани, распавшись на многочисленные протоки и рукава, образующие волжскую дельту, соединяется с Каспийским морем.

Но фактически, или точнее, с гидрографической точки зрения, река Волга впадает в реку Кама, и соответственно именно эта река впадает в Каспийское море.

О том, что Волга не впадает в Каспийское море, известно давно. Испокон веков Волга была живым символом России. А Кама - ее самым большим и многоводным притоком. Первые серьезные научные наблюдения за этими реками начались в 1875 году. Тогда в результате измерений по различным параметрам географам стало известно, что в устье Камы протекает 4300 м3/сек воды, а в Волге - только 3100 м3/сек. Этот показатель говорит ученым о том, что Волга - приток Камы, а значит, именно Кама несет свои воды в Каспийское море.



О Волге я уже много раз писал, рассказывал про Волго-Дон и Канал Москвы, путешествовал по Днепру. Не охваченным остался лишь Северо-Западный регион, Волго-Балтийский водный путь. О нем будут следующие рассказы из серии про водные пути.

.

ГЭС, Пермский край, Елабуга, Чистополь, Ж/Д, Города России, Мосты, Набережные Челны, Кама, Речной флот, Водные пути, Республика Татарстан, Шлюзы

Previous post Next post
Up