ДнепроГЭС: Война с Днепром

Aug 12, 2009 23:47





Человек сказал Днепру:

- Я стеной тебя запру,

Чтобы, падая с вершины,
Побежденная вода
Быстро двигала машины
и толкала поезда

Чтобы столько полных бочек
Даром льющейся воды
Добывали для рабочих
Много хлеба и руды.

Чтобы углем, сталью, рожью
Был богат наш край родной.
Чтобы солнце Запорожья
Загорелось над страной.



Судоходные шлюзы Днепропетровского гидроузла (ДнепроГЭС)

ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция - пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье.

"...Днепр на 100 километровом участке от Днепропетровска до Запорожья пересекает скалистую гряду. На протяжении столетий великая река неслась здесь между отвесными скалами, образуя страшные Днепровские пороги, и только в 20 веке людям удалось покорить реку. В 1927-1932 годах выше острова Хортица была построена плотина ДнепроГЭС - первая в нашей стране гидроэлектростанция такого масштаба. Днепровские пороги, на протяжении веков делившие Днепр на две не связанные между собой части навсегда исчезли.

Прежде река здесь текла между отвесными берегами, поэтому, несмотря на то, что после сооружения плотины уровень воды поднялся на 39 метров, разлива не произошло. Но скрытая мощь реки, когда теплоход подходит к ДнепроГЭС сверху чувствуется: глубины здесь достигают порой 50 метров...".

Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932 году, в 1939 году была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.





Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено.





"...В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой....".



Готовясь к отступлению из Запорожья, немцы заминировали плотину и гидроэлектростанцию. Благодаря разведчикам во главе с Николаем Курузовым, изувеченная плотина была спасена, однако гидроэлектростанция, проезжая часть плотины и аванкамерный мост были взорваны 29 декабря 1943 года. Восстановление Днепрогэса началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов.

В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост. Уже 3 марта 1947г. гидроэлектростанция дала первый промышленный ток. 26 июня 1950г. был запущен в работу последний агрегат возрожденного Днепрогэса.

2. Старое машинное здание ГЭС.



3. Плотина.



В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, способный пропускать суда типа "река-море". Была реконструирована и значительно расширена проезжая часть плотины, которую с левым берегом связал эстакадный мост, а с правым берегом - новый аванкамерный мост.

4. Новое машинное здание.

Общий вид плотины, машинных залов и шлюзов.





- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Днепр, Украина, ГЭС, Молдавия-Украина, Запорожье, Шлюзы

Previous post Next post
Up