Великое Совершенство Божеств Занабазара... (продолжение)

Dec 25, 2009 20:19

Часть первая здесь

(Биография из источника http://www.legendtour.ru)

ЗАНАБАЗАР ГОМБОДОРЖИЙН (УНДУР-ГЭГЭН)
(1635-1723)

Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи, оказал значительное влияние на развитие монгольского искусства. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии, Занабазар основал в Халхе несколько больших монастырей, в том числе известные Номын Их Хурээ, Баруун Хурээ, Тувхэн. Создал новый монгольский алфавит соембо.

Известен как автор ряда трудов в области языкознания, литературы, изобразительного искусства. Его художественный талант наиболее ярко проявился в скульптуре. Занабазара по праву называют основателем монгольского религиозного классического искусства. Он создал в своих скульптурах, отлитых из бронзы, собирательные образы тантрических божеств, многие главные святыни в разных монастырях, выразительные скульптуры, соответствующие всем требованиям буддийского канона.


В странах буддизма его называют Просветленным. Потомок Золотого рода Чингисхана, первый Ундур Геген Занабазар, творивший в Монголии в XVI веке, известен мировой художественной культуре как величайший скульптор всего буддийского мира, по совершенному мастерству и одухотворенности образов сравнимый с Рафаэлем. Однако при этом он был еще и живописцем, поэтом, лингвистом, философом, издателем; наконец, он был духовным и политическим главою страны.

Занбазар родился в древней знатной семье халхасского Тушет хана Гомбодоржа, 25-го числа, девятого месяца, в году деревянной свиньи (1635 г.) в местности Есон зуйл (в настоящее время Зуйл сомона Убурхангайского аймака) от "совершеннейшей из княгинь" Ханджамц.

В 1640 году Хан Гомбодорж провозгласил своего пятилетнего сына Занабазара главой буддийской религии Монголии и в его честь организовал кочевую ставку - «ургу». С тех пор на русском языке и закрепилось за городом название Урга, а монголы назвали его Их-Хурээ (Великий монастырь).

В 13-летнем возрасте Занабазар основал монастырь Западное хурээ прежний центр Шанх сомона Убурхангайского аймака. 15-летним юношей отправился в Лхасу (Тибет), где принял посвящение у Панчен-ламы Лувсанчойжанцана. Там мальчик достиг небывалых высот в познании, за что получил от Далай-ламы титул хутухты, живого божества, удостоился желтого шелкового балдахина и печати. Возвратившись на родину, Занабазар стал духовным лидером страны.

В Тибете мастер познакомился с канонами религиозного искусства. Занабазару удалось то, что не удавалось многим буддистским художникам. Он смог не просто соблюсти канон, а вдохнуть в свои творения жизнь, преодолеть окаменевшую условность канона и создал монгольскую школу буддийского искусства.

Вершина его творчества - скульптуры Белой и Зеленой Тары, сияющих богинь… Всевидящей Белой Таре всегда 16 лет. Она воплощает мудрость и сострадание. Она дарует адепту долгую жизнь, спасает от круговорота перерождений, избавляет от многих болезней, в том числе глазных.

Зеленая Тара - молодая женщина в полном рассвете красоты. Она освобождает от печали, бедности, боли, дарит радость и уничтожает зло. У буддистов Зеленая Тара - любимая богиня.

Одна из легенд повествует, что в образах богини Дарьх, художник запечатлел образ своей любимой девушки. Нарушив ламаистский обет безбрачия, Занабазар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей был тогда только 21 год. Потрясенный гибелью любимой жены, Занабазар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Дарьх, и придав лику богини черты своей умершей супруги. Большинство статуэток богини Дарьх в настоящее время хранятся в музее искусств имени Занабазара (Музей Занабазара) в Улан-Баторе. В каждом изображении можно обнаружить черты сходства с убиенной.

По возвращения из Тибета, Занабазар приступил к строительству храмов и монастырей. Так, в горах Хэнтий, в год деревянного коня (1654), обосновал монастырь Рэбугэжээ-ганданшавдувлин номын их хурээ (Великий круг учения) с семью аймаками. Близ своих кочевий в местности Тувхун поставил Храм созерцания...

Занбазар с детства любил, играя со сверстниками, строить дома и храмы, рисовать. Так, со временем он специализировался в нескольких видах культуры и знания, среди которых наиболее ярко выразилось его художественное дарование в области изобразительного искусства. Все биографы одинаково утверждают, что им выполнено значительное количество золотых литых фигур бурханов; главного божества монастыря Урги - Ваджрадары, дхьяни-будд, 21 Тары, большого размера Цэвэгмида.

Далее, сюда следует прибавить ряд других произведений, таких, как почитавшиеся в качестве ургинских святынь Будда, Амитаюс, Менла, Кубера, Брайшир, затем, статую Ваджрадары с инкрустированной на лбу жемчужиной, хранившаяся в монастыре Эрдэнэ-Дзу; Махакалы - главного хранителя веры монастыря Западное Хурээ, Дакини величиной с трехлетнего ребенка и др.

Скульптор скончался на 89-м году жизни в Желтом храме, близ Пекина 14-го числа, первого весеннего месяца, года водяного зайца (1723 г.), куда его забросила судьба. Его тело было перевезено в Ургу (современный Улан-Батор) и позже было погребено в ступе в монастыре Амарбайсгалант.

Для Занабазара человеческая красота - это способ выражения великой силы Будды, способной одолеть зло и жестокость. Его шедевры дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время волнений в конце XVII столетия. Второй раз - в тридцатые годы XX века, когда во время репрессий было уничтожено более тридцати тысяч человек, цвет монгольской нации, и разрушено более семисот монастырей и храмов. Тогда погибли многие гениальные произведения искусства.

Будда Ратнасамбхава.



Самвара в союзе.



Белая Тара.



Зелёная Тара



Будда Ваджрасаттва.



Занабазар, Поэзия и Арт, Зелёная Тара

Previous post Next post
Up