Поговорили о культурной политике.

Nov 19, 2016 08:25



Конспект, то есть пишу по записям в тетради.

18.11.2016, Министерство культуры Краснодарского края



Круглый стол «Государственная культурная политика в сфере театрального искусства на современном этапе» в рамках фестиваля «Кубань театральная». Выступающие говорили по предложенным темам, модератор - Константин Петрушин.





Виктория Лапина, министр культуры Краснодарского края:

Проблемы театра для меня первичны. Я сама актриса театра и кино по первому образованию, с красным дипломом. Важно, что у нас есть стратегический документ, Указ Президента от 24 декабря 2014 года об утверждении основ Государственной культурной политики. Приоритеты культурной политики определены именно в этом документе.
Для меня важно, чтобы театр был домом, в который ходить модно. Чтобы было модно не играть в гаджеты или ходить в караоке-бары, а ходить в театр. Подрастающее поколение делает то, что модно.



Ольга Сенаторова, театральный критик и аналитик, Москва (вступительное слово):

Как раз после фестиваля, 23 ноября, у нас будет семинар по проектному менеджменту. Стратегические документы пишутся общими словами, а конкретное наполнение зависит от каждой территории. За федеральными документами должны появляться региональные.
Есть новый термин - форсайт. Он обозначает «взгляд в будущее». Ведь жизнь театра не заканчивается служебным и главным входом.
Для начала надо выяснить: чем живет Краснодарский край? Чем живет Россия? С какими проблемами сталкиваются люди? Вот написано в документе: «снижение интеллектуального и культурного уровня общества». В чем это снижение проявляется? Кто измерял? Или, например, «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров». Где эти ориентиры? Где точки, на которые опираться? Прежде всего необходимо промониторить общество, в данном случае - Краснодарского края.
Затем нужно выяснить, какой потенциал у театров как социокультурных институтов. Что они такое в институциональном отношении? Из ответов на эти вопросы должна вытекать стратегия на улучшение жизни и решение проблем.
Отсюда проистекает вопрос государственного задания, миссии театра. Государственное задание должно быть направлено на решение тех проблем, которые существуют. Госзадание - это институциональный феномен, часть системного развития территории.

Виктория Лапина:

Я с вами согласна. В бумагах и в реальности показатели могут быть разные.
Но да, стало не так престижно ходить в театр. С болью смотрю, как сейчас люди приходят в театр в джинсах, порванных брюках, кроссовках. Раньше в театр надевали особое платье, с собой брали туфли на высоком каблуке… Со зрителем нужно говорить на вы, его уважать.
И да, территорию нужно изучать. У нас свои традиции, свои обряды. Моя мечта - спектакль о Кубани, о казаках, о том, что близко. Почему мы сегодня боимся поставить спектакль о кубанских казаках, об истории, о традициях?


Ольга Кораблина, театровед, руководитель кабинета музыкальных театров СТД РФ, Москва (театр в регионах):

Говоря о разных регионах - все очень просто и в то же время сложно. Если руководство края, области понимает, что такое театр, искусство, то в регионах все интересно и нет антагонизма. Не все руководители, к сожалению, это понимают.
Например, в республике Марий-Эл главой стал Маркелов. Он в краткие сроки открыл театр оперы и балета, отремонтировал национальный театр. построил с нуля театр кукол, отреставрировал ТЮЗ, строится филармония, выстроен огромный дом творческих союзов. Руководитель может посещать театр раз в год или даже в два года, но понимать его проблемы.
А есть печальные регионы, где процветает антагонизм. Говоря о традициях, нельзя забывать о том, что театр должен двигаться вперед. Это не музей и не картинная галерея. Жизнь меняется. Мы же не ходим сейчас в кринолинах.
В Краснодаре есть проблема детского репертуара. Но это общая проблема, всероссийская. Мы хотим, чтобы ребенок сегодня читал «Репку» и «Колобок». Но дети меняются, они уже другие. Им еще нет года - а они уже умеют пультом включать мультик. И в чем-то они продвинутее, чем мы. А театры этого не понимают, обращаясь к аудитории «Колобка». А если дети не захотят ходить в театр, откуда потом вы возьмете зрителей?
Ходить в театр в повседневной одежде - для Москвы это уже норма. И это радует: поход в театр - это не эксклюзивный выход раз в три года. У людей просто возникает потребность сегодня зайти в театр, купить билет. Это не выход «в свет» (как, например, в Большой театр). Есть часть публики, для которой театр - это глоток воздуха. Приход в театр - это замечательно. Раз в год или раз в неделю - все равно это важно.
Одна из серьезных проблем - проблема театрального образования. Даже хороший артист - не всегда хороший педагог. Например, Григорович не был выдающимся танцовщиком, но стал прекрасным хореографом.
Из образования проистекает постановочная культура, проблема пребывания актера на сцене, когда они даже не снимают свои кольца, сережки, крестики, как будто забежали на минутку.
Надо существовать в диалоге. Из творческого монолога спектакля не получится. Нужно друг друга слушать, слышать. «Если я это не принимаю, это плохо», - этого нельзя делать. Деятели культуры и искусства должны договариваться. И есть разные театры, разные жанры…

Виктория Лапина:

Действительно, люди часто не слышат друг друга. Вот я уже четыре раза устраивала встречи с артистами, с СТД. В академическом театре драмы артисты друг друга буквально на вилы поднимали!
Мы подняли зарплату артиста, был большой разброс у административного персонала и актеров. Я сторонник той идеи, что даже уходя со сцены, артист должен оставаться героем. Мы помогаем ветеранам сцены, в частности лечим.
А говоря о домах творческих союзов - у нас тоже есть новости. Бывший Дом офицеров станет Театром защитника отечества. Будем воспитывать наше молодое поколение. И вот тоже проблема образования, кадров - нужен худрук, и пока не можем найти. Работать в культуре стало немодно.


Анна Банасюкевич, театральный критик, Москва (проблема частных театров):

Существует проблема общероссийского законодательства в области частных театров. Пока еще нет закона о меценатстве, бизнесу невыгодно вкладывать деньги в театральные инициативы, у них нет на эти средства налоговых льгот. Поэтому частным театрам очень сложно выживать, сложно с площадками.
Государство должно быть заинтересовано в развитии частного театрального сектора. Во-первых, это разрушение монополии. Во-вторых, частные театры подстегивают государственные театры, которые существуют более инертно. От этого и государственный театр будет работать более ярко, лучше выстраивать маркетинговую политику.
Частные театры могли бы получать государственную поддержку в грантовой системе. Хотя сейчас кризис, ситуация печальная, гранты сокращают.
Искусство не самоокупаемо, но оно обладает социальным, общественным потенциалом. Искусство - пространство диалога, где люди общаются и обсуждают современные проблемы.

Виктория Лапина:

Есть проблема разделения власти на местах. Есть частные лавочки, которые делают некачественный продукт, и здесь необходима цензура. Например, краевой цирк делает качественный продукт, а частный цирк «Галактика» - это просто неэстетично!
Я за развитие частного сектора. Но надо смотреть на продукт. Например, за «Один театр» не стыдно. А приезжая антреприза - это ужасно.
Для развития частного сектора нужен кто-то, какая-то организация, которая должна смотреть качество, выступать как лакмусовая бумажка. Я рада, что у нас есть критики: Александр Геннадьев, Софья Малахова. Это мнение общественности, они могут сказать: это плохо, а это хорошо.
Может быть, я консервативна. Но не все можно делать в театре, нельзя раздеться и материться. Должно быть хорошее, профессиональное качество.

Андрей Пронин, театральный критик и менеджер, Санкт-Петербург (о проблеме цензуры в театре, в том числе в детском):

В Конституции написано, что цензура запрещена. Но, конечно, каждый руководитель несет ответственность за то, что он выпускает. Есть ответственность моральная, есть юридическая - то, что прописано в законе.
В детском театре должен быть педагог, психолог, консультанты. Это важно, и речь тут не о цензуре.
Негосударственные театры - в Питере это особая история. В 2008 году Валентина Матвиенко решила, что у нас будет год театра. И с тех пор ежегодно большая субсидия отдается на развитие частных театров. Сегодня негосударственных театров у нас 78 - больше, чем государственных. И, например, на «Золотую Маску» в этом году из Питера номинирован один государственный театр и шесть негосударственных.
Я не думаю, что у вас нужно искусственно насаждать частные театры. но если они появляются - прекрасно; отвечает театр требованиям Минкульта - прекрасно. Опыт негосударственных инициатив может обогатить гостеатры.
А чтобы в театры было ходить модно - театр должен быть доброкачественным изнутри, необходима поддержка профессионального уровня в театре. Очень важна, например, роль замдиректора по зрителю; меняется функция завлитов в театре. Крупные театры должны вести просветительские, лекционные программы. Так можно создать актив умного зрителя. Актерам необходимы тренинги по речи, по движению, по актерскому мастерству. Необходимы просмотры и обсуждения других спектаклей России и мира, нужен контекст театрального искусства. Тут может помочь СТД. Театральная культура - это геополитический фактор.
Чтобы театр был модным, нужна современная драматургия. Нужны новые привлекательные формы, например, сайт-специфик: у вас, я знаю, есть своего рода «Remote Краснодар», «Голос города». Это способ привлечь зрителя в искусство. Нужны режиссерские лаборатории - это дешево. И это способ увидеть новых режиссеров, а также взбудоражить театры.


Валерий Баджи, главный режиссер Московского детского камерного театра кукол (театр и государство):

У каждого театра свои отношения с властью, тут нет общих решений.
Что касается цензуры - можно сделать спектакль абсолютно «правильный» и «хороший», но его художественная ценность может быть невелика. Не страшнее ли такой спектакль, чем «нецензурный», но хороший?
Маленький зритель готовится к тому, чтобы стать взрослым. Кадровых проблем в детском театре очень много. Наверное, тут должны вместе работать минкульт и министерство образования.


Александр Николаев, художественный руководитель туапсинского ТЮЗа:

Как привлечь зрителя? Театр должен войти в привычку. Есть сеть школьных дисциплин, которые формируют личность. Надо встроить какой-то диалог министерства образования и культуры, чтоб посещение театра стало обязательным для детей. Чтобы это стало нормой и обязательной вещью хотя бы раз в два месяца.
Прошу минкульт помочь в общении с «Орленком». Мы, единственный профессиональный театр черноморского побережья, можем охватить отдыхающих ребят со всей России, но нет диалога.
Цензура должна быть и важна, как со стороны художника, так и со стороны учредителя.


Татьяна Гатова, генеральный директор и художественный руководитель КТО «Премьера», Краснодар:

Большая проблема - воспитание самых маленьких. Мы сейчас отыграли два «Щелкунчика», это двухактный балет, непросто для детей. Но вот когда они сидят с родителями - они прекрасно смотрят. Но когда детей приводят массово, классами, тысяча детей в зале - это катастрофа, даже музыки не слышно. Я не думаю, что нужно принуждать детей. Тема воспитания подрастающего поколения серьезная и большая.


Александр Никитин, заместитель министра культуры Краснодарского края:

У меня были записаны проблемные вопросы, и всех мы так или иначе коснулись: и проблема частного театра, и кадровая, и так далее. Хорошо, что мы обсуждаем это вместе с гостями, мы тут немножко варимся в собственном соку, нам этого общения категорически не хватает. И нужно подумать, как это общение строить в дальнейшем, какие проводить мастер-классы, круглые столы. Здесь может помочь СТД, а всем большое спасибо за человеческое внимание и важный разговор.

Министерство культуры Краснодарского кра, фестиваль, Кубань театральная, театр

Previous post Next post
Up