Aug 24, 2016 23:37
Соскучилась я по литературоведению, и вам придется это терпеть. Поводом стал специальный показ "Не дыши" в кинотеатре МОНИТОР СБС, Краснодар.
Эта история поначалу вводит в заблуждение - кажется, что из триллера сейчас вылупится старый добрый ужастик, со всей своей нечеловеческой мистикой, но этого, слава Господу, не происходит. Да, пожалуй, герои слегка нечеловечески выживательны, но разве ж это мистика? Разве что припомнить тот момент, когда Алекс вылетает в зарешеченное окно... Но отнесем это на счет сценарных ляпов и вернемся к морали.
Любой хороший триллер/ужастик (под хорошим я подразумеваю, к примеру, Стивена Кинга) - это глубоко моральная история. Плохо себя повели - вот вам проклятие (зомби, сумасшествие, девочка-оборотень и все в таком духе), распишитесь-получите. Все очень логично, и никакого особенного снисхождения (этим и отличаются ужасные истории от не-ужасных). Мораль здесь очень строга. И подростки, собственно, получают наказание по своим грехам: влезают в чужой дом, пытаются ограбить слепого старика. Вот разве что наказание здесь по-ветхозаветному суровое: око за око, садовые ножницы в печень, никто не вечен. Но, опять же, жанр такой.
Главный герой "Не дыши", под простым именем Old Man, произносит в один из моментов фразу: "Как только поймешь, что Бога нет..." - это фраза открывает фильм, как ключ. Слепота старого военного - просто внешнее проявление его атеизма. В Библии слепота четко указывает на заблуждение: Христос говорит о фарисеях, что они - слепые вожди слепых. Он - старец, и опять всплывает тема Ветхого Завета: подобно Аврааму, он должен пожертвовать своим ребенком (дочь умирает в автокатастрофе); подобно Иову, он проходит суровые лишения. Но если Авраам доверяется божественной мудрости, и Исаак спасается, то этот бодрый старикан, напротив, решает самолично народить новый народ: он одержим мыслью о наследнике (наследнице?), что и приводит к нескольким занимательным поворотам сюжета. Отмечу лишь мрачную сатиру на искусственное оплодотворение.
Подростки, врывающиеся в его дом, виноваты - и несут наказание. Причем подсказки о том, что не надо бы трогать дом старого слепого военного, раскиданы повсюду, - и Алекс, "хороший парень", сам произносит, что грабить слепого - последнее дело - и все же следует за своими друзьями, делая неверный выбор.
И все же избранная спасается, - причем даже с добычей. Избитый сюжетный ход, но и он имеет моральное оправдание: у героини есть высокая цель, она должна спасти младшую сестру от матери-пьяницы путем эмиграции в Калифорнию. К тому же Роки сострадательна (опять плюс в карму) и находчива. Это типичный герой сказки, проходящий испытания и спасающийся, несмотря даже на некоторую двойственность морали. Этакая дочь турецкоподданного, для которой все-таки открывается заветный путь - пусть и не в Рио.
Ну а в качестве главного средства воздействия на зрителя использовались звуки. Рев собаки, выстрелы, крики, оглушительные падения, вот это все. Данью жанру ужастика стал классический прием "как выскочу, как выпрыгну", применяемый мирно и без затей.
Спасибо за приглашение, этого жанра сто лет не смотрела, и было любопытно :)
Монитор,
блогерское,
специальный показ,
рецензии,
кино