Волковфест. 23 сентября: Я тебе войду в лицо

Sep 24, 2014 10:30

Сегодня был «экватор»: половина фестиваля позади. Сколько всего уже было - и сколько будет! Почти все флаги уже были в гости к нам, однако еще впереди, из зарубежных постановок, хорватский «Вишневый сад».


В фестивальной программе сегодня значился один спектакль - «Бердичев» театра Маяковского. Его декорации ставят на основной сцене Волковского, и кто-то уже прикорнул на историческом диванчике.


Но жизнь в театре кипит: началась подготовка к читкам польской драматургии. Нам удалось заглянуть на две репетиционные площадки.
Режиссер Семен Филиппов репетирует пьесу «У нас все хорошо» Дороты Масловской. Одна из ее пьес - «Двое бедных румын, говорящих по-польски» - уже поставлена на малой сцене Волковского. Автор размышляет о своей новой пьесе: «Я столкнула поколения, языки, образы мысли и существования, ежедневно изменяющуюся действительность, чтобы выявить противоречие - отсутствие человека, подпадающего под определение «статистического поляка», отсутствие общей объединяющей платформы, которую можно выразить словом «мы». Все в пьесе довольно страшно и преувеличено, но мне кажется, что я фактически впервые говорю что-то потенциально хорошее. Я, конечно же, не выражаю напрямую никакой положительной идеи, но это мой первый текст, в котором я не пишу: «О, в какой ужасной, скучной стране мы живем!» Напротив, это мое утверждение себя как польки и своей польскости, которая в настоящее время полностью осмеяна, облита грязью и рассматривается, по крайней мере, моим поколением, как недостаток, как пощечина судьбы».


Евгений Цапаев с группой актеров взялся за пьесу «Наш класс» Тадеуша Слободзянека. Драматург так писал об этом произведении: «В пьесе «Наш класс» исторический фон играет второстепенную роль - главной темой является ненависть по отношению друг к другу, которую начали испытывать люди, бывшие в прошлом друзьями. Я пытаюсь поставить вопрос: почему то, что произошло летом 1941 года не только в Едвабне или Радзилове, но и во многих других небольших городах Польши, мучит меня? Я стараюсь узнать больше о механизме событий, так трагически повлиявших на судьбы людей, оказавшихся в определенном месте в определенное время, в клубке различных социальных и психологических отношений, истории, идеологии и религии. Почему это произошло? Что привело к этому? Кто в этом виноват? Но не мое дело отвечать на эти вопросы. Мое дело задавать их».


Заглянуть в творческие лаборатории можно на видео.

image Click to view


И таки главным событием дня (а может, и фестиваля? тут каждый решает сам!) стал спектакль театр им. Маяковского «Бердичев», первая постановка пьесы Фридриха Горенштейна: историческое полотно о нескольких десятилетиях жизни маленького украинского городка, населенного большей частью евреями. Да-да, того самого городка, где, кажется, венчался Бальзак. «Драма в 6 эпизодах, 30 годах и 68 скандалах» пролетает незаметно, несмотря на почти четыре часа сценического времени.


История вышла очень человечной, очень пронзительной и историчной. Сменяется вывеска с годом, тушится свет, замещают друг друга на сцене узнаваемые приметы времени: старинный буфет с головой вождя, тахта, никелированные кровати, древний телевизор. Актеры и актрисы на глазах взрослеют, стареют, тяжелеют, - сделано это искусно и достоверно.
Судьба еврейской семьи - это судьба семьи советской; несмотря на национальную окраску происходящего, зритель узнает перипетии истории собственного рода. В каждой семье были и жертвы войны, и грубые мальчишки, и старые коммунисты, и интеллигенты-физкультурники, и неистребимые предприниматели, и портреты Сталина на стенах, и «сильные женщины», поднимающие без мужа, кажется, не только своих детей, но и весь род. И все это со скандалами, бесконечными обидами и ругательствами, сквозь которые просвечивает мощная, неистребимая любовь.


Рахиль Капцан (Татьяна Орлова) - ось этого мира, движущая сила семьи, скандалистка, которая с красноречием израильского пророка усыпает свою речь проклятиями, подчас сбывающимися: «Чтоб тебе глаза вылезли», «Дерево должно упасть на вас и убить обоих или покалечить... Машина должна наехать и разрезать вас на кусочки...»; «Плохой сон на них обоих...» Будучи скандальной, скуповатой, вопиюще необъективной, она всеми силами защищает семью, - даже тех, с кем только что ругалась: сестру-портниху Злоту, «Доню с правдой» (Татьяна Аугшкап), неунывающего «Вольтера» Сумера (Игорь Марычев). Вся семья существует в единстве памяти, как мертвые, так и живые: их неустанно, как в Ветхом Завете, перечисляет Рахиль.


Особое место в истории занимает Виля, альтер эго драматурга (маленького Фридриха воспитывали после смерти его матери тетки Злота и Рахиль). Вилю играет Александр Паль, крики которого на еврейской свадьбе: «Борька!» - отдаются эхом фильма «Горько», где актер сыграл одну из главных ролей. Он - носитель авторского голоса, который выделяется из очаровательного еврейского сказа и поднимает текст на новую риторическую высоту: «Вся эта уродливая хижина Бердичев человеку, приехавшему из столицы, действительно кажется грудой хлама, но начните это разбирать по частям, и вы обнаружите, что заплеванные, облитые помоями лестницы, ведущие к покосившейся двери этой хижины, сложены из прекрасных мраморных плит прошлого, по которым когда-то ходили пророки, на которых когда-то стоял Иисус из Назарета... вы свой бердичевский дом сами себе сложили из обломков библейских камней и плит».
 Защищая свой род, свою память, свой народ, смешные и трогательные герои исторической драмы обретают истинно пророческое величие и отвагу. «Так, как я держу руку, я тебе войду в лицо», -  кричит одинокая, скандальная женщина своим недругам. И недруги отступают.




image Click to view

театр Маяковского, Горенштейн, Волковский фестиваль, польская драма, Волковский театр, Бердичев

Previous post Next post
Up