И был вечер, и было утро: день шестой.
Последний день уютного, теплого фестиваля включал не только подведение итогов и замечательный капустник, но и принес некоторые сильные театральные впечатления, опять поставившие ребром вопрос: что такое театр, где его грань, каким он должен - или не может - быть?
Возможности у вас в руках: Молодежные проекты СТД РФ
Дмитрий Мозговой рассказал собравшимся о возможностях творческого роста и материальной поддержки, которые предоставляет СТД молодым театральным деятелям.
Итак, схема поддержки театрально молодежи от СТД выглядит следующим образом:
1. Летняя театральная школа СТД.
Замечательные педагоги и режиссеры, атмосфера творческого единства, объединение ребят из разных стран бывшего СССР, творческие проекты - таков, в грубом приближении, рецепт успешности летней театральной школы.
2. Артмиграция, форум-фестиваль.
Ежегодный (уже) форум нацелен как раз на молодежь: молодые режиссеры, молодые критики, зрители, которые получают возможность обсудить спектакли из провинции, посетить семинары и тренинги, наладить творческие контакты.
3. Поддержка локальных театральных форумов в регионах.
СТД старается поддерживать 2 таких форума в год, котоыре проводятся, как правило, в столицах федеральных округов. С 25 по 29 сентября 2014 года такой форум будет проведен в Ростове-на-Дону, и туда слетится огромное количество критиков, менеджеров, теаральных деятелей юга России. Такой форум длится обычно 4 дня, и из каждого театра прилетает по 5-6 человек, стобы посетить лекции, мастер-классы.
4. Поддержка фестивалей.
Сегодня СТД поддерживает и вывел в ряд международных фестивалей фестиваль студенческих спектаклей "Твой шанс" и фестиваль моноспектаклей "Solo".
5. Поддержка региональных фестивалей.
Из-за ограниченного бюджета СТД поддерживает только крупные мероприятия: берет на себя часть расходов по оплате гонораров и приезда жюри, обеспечивает образовательную программу в рамках фестиваля.
6. Программа поддержки русских театров СНГ и Балтии
Из-за ограниченного финансирования эта программа в основном может способствовать приеду специалистов из России на образовательные мероприятия (педагоги на тренинги и мастер-классы).
7. Творческие лаборатории.
В СТД есть творческие лаборатории для режиссеров, критиков, молодых театральных педагогов, то есть реальная возможность выехать и поучиться у мастеров своего дела. Необходимо следить за объявлениями о наборе на сайтах СТД.
8. Система грантов (совместно с Минкультом).
Важное место в ней занимают грант на постановку оперетты (мюзикла) и грант на реализацию творческих проектов для детей и подростков (на условиях софинансирования): здесь могут выделяться деньги на проведение фестивалей, создание спектакля, проведение лабораторий и так далее.
9. Система стипендий.
В этом году должен увеличиться размер (и количество) стипендий, выдаваемых на работу в регионах (ежемесячных), то есть стимулирующих ту самую арт-миграцию. Планируется, что 50 стипендий в год, по 22 тыс. р. в месяц, будут выделяться молодым театральным деятелям, переежающим их рожного региона в другой регион, в другой театр, и постоянно работающего в нем. Другая важная стипендия - для молодых талантливы авторов художественных произведений, которая выплачивается разово и в этом году составляет 72 тыс. р.. Она может быть выплачена за самостоятельную работу драматургу, переводчику, режиссеру, актеру. В феврале-марте известие о ней появится на сайтах СТД.
В итоге Дмитрий посоветовал мониторить сайт СТД
http://stdrf.ru/, а также ресурс
http://start-std.ru/ и
http://rtlb.ru/ На последнем ресурсе собирается вся информация по мировым и российским театральным фестивалям, грантам, арт-резиденциям.
Затем произошло закрытие форума-фестиваля, подведение его итогов. Гости фестиваля благодарили организаторов, а также высказывали пожелания:
- усилить профилизация мастер-классов;
- проводить более профессиональный критический разбор спектакей фестивальной программы.
Гости горячо благодарили за организацию единого театрального рпостранства, разнообразие программы, за то, что форум показал: искусство - вне политики.
Были вручены дипломы участникам лаборатории театральных критиков.
Наблюдалось братание регионов, народов и общий интернационал!
Далее шел заключительный день мастер-класса Вячеслава Кокорина. Кто не участвовал - писал конспект!
Удивительный мастер расрывал очередные тайны.
Заключительная часть была посвящена беседе с актерами.
Зрители слушали очень внимательно!
И немного видео.
Click to view
Напоследок - общее фото. Самый широкий состав участников
Затем нас ждало главное эстетическое потрясение дня - фильм-спектакль Анатолия Васильева "Медея. Материал."
Перед показом текст Хайнера Мюллера в подстрочном переводе прочла актриса Ольга Баландина.
Click to view
-
Спектакль шел на французском. Потрясающая, в прямом смысле слова, работа актрисы и режиссера прочитывалась и как драма ревности, и как драма несовершенного творца несовершенного мира (и моря), и как рассказ о режиссере, драматурге, актерах - обнажаясь от всего лишнего, с песком на губах, Валери Древиль рассказала зрителям об одиночестве, страсти и предательсве, о жертве и смерти.
Спектакль вызвал бурные споры у уже сплотившейся аудитории, заставив вновь думать о том, каков должен быть театр, и где его границы.
Но вскоре споры уступили место радости и веселью: ребята подготовили по итогам фестиваля краткий, но выразительный капустник. Думаю, Стафис Ливафинос был бы очень рад тому, что его "Илиада" так впечатлила всех нас :)
Конечно, видео!
Click to view
Закрытие фестиваля было веселым.
После того, как Митя Мозговой примерил лавры Якубовича, веселье продолжалось!
Шесть дней пролетели, закончился форум-фестиваль. Давным-давно написали: "Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец".
Пришлецы, арт-мигранты (вот
полный список) покидали уютную гостиницу "Восход", покидали Москву, которая внезапно сменила милость на гнев и разразилась дождем. Но они уезжали домой с новыми знаниями, ощущениями, впечатлениями и идеями, которые еще долго будут будоражить провинцию и даже зарубежье, и неожиданно всплывут в новых театральных формах, и - как знать! - возможно, будут представлены на следующей "Артмиграции", которая, конечно, состоится.
И ждать ее гораздо легче, чем тосковать по той, что закончилась.
"Артмиграция" закончилась - да здравствует "Артмиграция"!