2. Учимся у Америки? Сейчас в Украине активно вводится Болонская система образования (в кругу преподавателей ее чаще называют болванская), которая предполагает оценивание уровня знаний путем тестирования, так же большая часть материала идет на самостоятельное изучение (а какое может быть самостоятельное изучение, если наши детишки и готовенькое воспринимать не всегда хотят), изменилась вдобавок и система оценивания знаний учащихся, но об этом позже.
В первую очередь меня смущают те самые тесты, которые теперь повсеместно вводят в нашей школе (причем как в средней, так и в высшей). Ну как можно судить о уровне знаний ребенка, если ему за несколько месяцев дается готовый сборничек с уже готовыми вопросами, вариантами ответов и даже правильными ответами? Все для детей! Ребенку остается только выучить эту небольшую книжечку (а то и вовсе пару страничек), а не штудировать «огромные» учебники, которые они вообще открывать не хотят. И какие результаты данных тестов мы можем получить? Почти все пишут на «отлично», лишь те которым и эта книжечка не по зубам или просто лень было ее открыть пишут на «хорошо», и в очень редком случае на «удовлетворительно». Это я сейчас говорила о тех тестах которые ввели в этом году для 4-8 классов по пяти основным предметам. Так как химия к таковым не относится, мои ученики на очередной призыв выучить следующий параграф в учебнике или правило, отвечали что химия им не нужна. Теперь что касается тестирования после одиннадцатого класса. Это испытание немного посерьезнее. Хотя и для него уже многое подготовлено. Выпускаются сборники с кратким изложением материала и предполагаемыми вариантами тестов, хотя их авторы и не гарантируют полное соответствие вопросов. Но на практике оказалось, что большинство вопросов действительно соответствуют вопросам на тестировании, а те что не соответствуют относятся скорее к разряду общих знаний, чем к основному материалу. Да и если хорошо подумать, то тесты это та же рулетка - повезет или не повезет. Мои ученики (уже выпускники) рассказывали что даже ставя ответы наугад на пробном тестировании, они тоже набирали проходной балл. Да и само оценивание результатов мне лично не понятно. Максимальная оценка 200 баллов, проходной балл 124, детям в подарок дается 100 баллов (а в этом году по слухам и все 120). Спрашивается зачем все это? Чтоб наверняка сдали? Или чтобы показать какие у нас дети умные? Или и в этом стараемся равняться на Америку? Дети хорошо учатся, показатели у школ просто замечательные, родители всем довольны и не интересуются действительным уровнем знаний своих чад, который с каждым годом уверенно приближается к нулю! Если так и дальше пойдет, то нашему государству при минимальном проходном балле 124 придется в качестве бонуса детям давать не 120, а все 150 баллов! Вот тогда все будут довольны, все будет в шоколаде! Да и еще последний вопрос по этой теме. Почему максимальная оценка 200 баллов, а не 100? Или даже и в этом вопросе мы своего мнения не имеем, и кого-то бездумно копируем?
3. Учат в школе! Теперь, после моих размышлений по поводу тестов, мне хотелось бы рассказать, как и чему учат в наших школах. В первую очередь начну, конечно, с химии. Когда я шла работать в школу, то, конечно же, знала что с химическими реактивами в школах сейчас напряженка, но даже не знала что все настолько плохо. Все химические реактивы, которые были у меня в распоряжении, уже пережили свой срок годности на 10, а то и 20 лет. Больше всего меня поражала щелочь, которая даже с лакмусом уже не реагировала. Как вы понимаете с такими реактивами детям никаких опытов не покажешь, во-первых, потому, что он может просто не удаться, а во-вторых, потому что это попросту может быть опасно, так как я даже предположить не могу как себя поведет то или иное вещество в реакции. При таких условиях мне пришлось бы свести мое преподавание материала к банальному изучению учебника и решению задач, которое, скорее всего, не понравилось бы моим ученикам. Меня спасло лишь то, что в моей школе есть мультимедийная доска и проектор. Я нашла в интернете несколько фильмов о химии и видеоопыты, которые могут хоть как-то скомпенсировать отсутствие реальных опытов. Хотя и эти фильмы моим детям порядком надоели за год, и они все чаще спрашивали о реальных опытах. А что я им могу ответить, - если у меня не с чем их проводить? (Кроме лакмуса, конечно, которого у меня хоть отбавляй.) В этом плане американская система образования мне конечно очень нравится. Там за все платит государство, и у учителей на уроках есть все, что им необходимо для более полного освещения материала. Но там есть другой минус. Многие учителя просто не хотят или не могут из-за отсутствия знаний (так как для того чтобы стать учителем там не обязательно иметь образование именно по этому предмету, а достаточно просто быть бакалавром в любом направлении). У многих американских учителей даже нет цели дать ученикам образование, главное - чтобы все были довольны (дети - легкостью уроков, и почти полным отсутствием домашних заданий, родители - высокими оценками своих чад, а администрация - полным выполнением всех инструкций) и для достижения всех этих целей вовсе необязательно давать детям знания. Чувствую, что мы тоже к этому стремимся! Многие наши учителя уже тоже потеряли (а то и не имели) способность и желание давать детям знания. Чаще всего сейчас учителя дают своим подопечным тот материал, который может им понадобиться на тестировании. То есть заранее программируют подрастающее поколение на выдачу строго определенного ответа на строго определенный вопрос, вне зависимости от соответствия его действительности. И к чему это может привести? Если брать только на уровне школы, то только к полному отсутствию знаний по предмету. А если подумать к чему это может привести во взрослой жизни? Да к тому, что у нас на этом фоне появляются врачи, которые ничего даже о строении человека не знают (я уже молчу о функциях тех или иных органов), у которых уже заложен готовый ответ на определенный вопрос, болит - значит отрезать (и других вариантов просто не существует, а если и существуют, то они не правильные). Да и им эти знания не нужны, так как место врача было уже куплено за долго до этого, когда они были еще детьми и учились в школе (моя знакомая учительница рассказывала что ее ученики в седьмом классе уже знают что будут врачами, но еще не определились какими именно, правда у этих учеников полное отсутствие знаний по биологии и химии, но это не кого не волнует, по всей видимости профессия врача передается по наследству). Учителя, которые тоже учились по этой системе, и большему научить просто не способны (получается замкнутый круг). Большинство ВУЗов стараются уже сейчас свести образование к сугубо специальным предметам, с полным (или почти полным) исключением предметов из разряда общих. В этом мы тоже равняемся на Америку. Возможно, правительство считает, что чем тупее будет народ, тем легче им будет манипулировать? Других объяснений у меня просто нет… Да и как в ВУЗах можно изучать общие предметы, которые должны базироваться на знаниях полученных в школе, если оных просто нет (или они очень скудные и подогнаны под определенные рамки тестирования)? Высшей школе не остается ничего, кроме как начинать изучение предмета с нуля (сама не раз слышала фразу «Забудьте все, что вы учили в школе!»), или полностью отказываться от него. Чаще всего ВУЗ идет по пути наименьшего сопротивления (если это конечно не основной предмет). Но и тут все весьма прозаично. Ведь и в высшей школе вводят болонский процесс, который предусматривает те самые тесты. Студенту просто дают книжечку с готовыми тестами (правда здесь она побольше, чем в школе, и в лучшем случае без ответов). И опять ленивые все делают по принципу «научного тыка», и он работает! Почти все сдают и выпускаются! Меня лично всегда удивляло, что отличник (который всего добился своим трудом) в один прекрасный момент мог сдать государственный экзамен (тестирование) хуже, чем троечник (которому либо повезло, либо помогли). Зато все потом носят гордое звание бакалавров, специалистов или магистров! В плане тестов в Америке все немного лучше, чем у нас. Там учитель сам составляет промежуточные тестовые задания, а также годовые. Что касается основного выпускного тестирования, то его спускают сверху, но у учащихся нет готовых книжек для подготовки. Зато есть примеры предыдущих лет, и учитель за несколько недель перед тестированием забывает про свой материал и готовит детей к тестированию (правда могут еще и учителей местами поменять, дабы подтянуть отстающих детишек, закрывая при этом глаза на невычитанную программу по предмету). Многие же наши детишки посещают многочисленных репетиторов по тем предметам, которые они выбрали на тестирование. Эти преподаватели сдирают с родителей немыслимые деньги, а знаний при этом дают не на много больше, чем в обычном учебнике или сборнике для подготовки к экзамену (и подумайте сами стоит ли выбрасывать такие деньги, или может просто надо научить своих детей самостоятельно читать и задавать вопросы учителю в школе). При этом даже те знания, которые дает тот или иной репетитор так же программируют детей на выдачу правильного ответа на определенный вопрос. Ребенку на экзамене даже думать не приходится, программа все сама за него сделает (вот отсюда и появляются люди не способные свободно мыслить, что в принципе, наверное, и выгодно государству). У таких людей мышление выстроено, так как надо, и стоит правительству только задать правильный вопрос для получения от народа нужного ответа.