Большой колокол в Бордо - не церковный, а городской. Он установлен над городскими воротами с часами, как когда-то колокол Ла Ногетт в Сен-Мало.
https://www.20minutes.fr/bordeaux/2706495-20200130-bordeaux-cinq-choses-savoir-grosse-cloche-horloge В
прошлом посте было про колокол La Noguette в Сен-Мало - конечно, уже не тот самый, который когда-то был подарен родному городу Рене Дюге-Труэном, а один из длинной череды колоколов, с давних пор получавших это имя.
В Сен-Мало вообще много такого, сделанного заново в русле старой традиции и по старинному образцу. Собор Святого Викентия (Винцента) Сарагосского, например, сильно пострадал в 1944 году, как и весь старый город Сен-Мало, где уцелело только около 20% зданий - и собор, и город потом восстанавливали, стараясь, чтобы было похоже на прежнее.
Сен-Мало после бомбардировки в 1944 году.
https://renaissance.cathedralesaintmalo.fr/histoire/ В центре собор; колокольня лишилась верхней части, где находились колокола, но сами колокола при падении не разбились.
Статуе Дюге-Труэна тогда повезло - она осталась невредимой среди развалин. В 1963 году ее передали в военно-морское училище в Бресте.
http://stmalo.ebc-creations.fr/donjon-cour-statue-duguay-trouin/ Восстановленная соборная колокольня.
https://saintmalosecret.fr/blog/histoire/restauration-clocher-cathedrale/ Колоколам тогда повезло больше, чем собору и городу в целом; верхняя часть колокольни обрушилась, а колокола при падении уцелели, в 1945 году зазвонили снова и служили еще долго, но постепенно приходили в негодность. К ХХI веку самый большой bourdon по имени Мало безнадежно фальшивил, у колокола по имени Жак Картье сломались уши, да и остальные звонили не в полную силу из-за системы крепления, ограничивающей нагрузку на колокольню.
В 2016 году была создана ассоциация Campana, которая при содействии муниципалитета и государства (налоговая льгота в размере 66% пожертвования!) собрала средства для замены трех старых колоколов и добавления еще одного нового, для большей музыкальности. К счастью, все успели завершить еще до ковида. В 2019 году новые колокола отлили в той же мастерской, где отливали их предшественников в 1894 году; 28 июня их освятили с участием епископа и нарекли им имена, а 9 ноября новые колокола впервые зазвонили вместе на колокольне собора Святого Викентия.
Священник произносит благословение перед началом отливки колокола. Положенная по технике безопасности куртка трогательно накинута поверх облачения, как в наших широтах белый халат у начальника, посещающего больницу.
https://www.lavie.fr/actualite/societe/du-renouveau-sous-le-clocher-de-saint-malo-6122.php Итак, теперь колоколов пять:
- Мало, 3605 кг, звук си-бемоль второй октавы. Главный колокол bourdon, мощный и серьезный.
- Жак Картье, 2163 кг, звук до третьей октавы. Приходский колокол, названный в честь мореплавателя, открывателя новых земель Жака Картье, и его имя должно символизировать открытость миру.
- Ла Ногетт, 1784 кг, звук ре третьей октавы. Колокол, возвещающий время отдыха и желающий всем спокойной ночи.
- Жан де ла Грий, 1488 кг, звук ми бемоль третьей октавы. Литургический колокол, названный в честь епископа, который в XI веке перенес епископскую кафедру из соседнего Але в Сен-Мало и положил начало возвышению города. В 1894 году именем Жана Шатильонского (другое имя того же епископа) назвали колокол, пожертвованный собору священниками-уроженцами Сен-Мало. Жан де ла Грий трижды в день, утром, в полдень и на закате, радостно вызванивает Angelus (про этот звон подробнее см. ниже) .
- Нотр-Дам де ла Гранд Порт, 1125 кг, звук фа третьей октавы. Этот колокол носит имя почитаемой статуи Святой Девы, которая раньше располагалась над главными городскими воротами. Теперь там копия, а оригинал отреставрирован и находится в соборе.
Вот здесь можно послушать, как звенят колокола Сен-Мало:
https://www.youtube.com/watch?v=RPC1FqdtUFg . Когда звонят все колокола, это называется «пленум» (plenum).
Ла Ногетт отличается от всех прочих тем, что это не церковный колокол, а городской. Раньше он и располагался отдельно, на специальной звоннице над главными городскими воротами, но в революцию звонницу снесли, а над воротами поставили пушки, так что с 1804 года городской колокол занял место на колокольне собора вместе с церковными колоколами.
Городские колокола
Множество интересных подробностей про колокола во французских городах нашлось на сайте
Французского общества кампанологии - нам это все в диковинку, потому что за много веков в православных и католических церквях сформировались свои отдельные системы колокольных звонов, отдельные языки, внутри которых есть еще множество местных диалектов, и носители этих языков и диалектов не всегда понимают друг друга.
В России колокола появились позже, чем в Западной Европе. Русские колокола первоначально, как и западные, были «валовыми» или «очепными», то есть звонари с помощью специальных приспособлений раскачивали не язык колокола, а сам колокол или вал, на котором он был укреплен. Кое-где такие колокола в России сохранились до сих пор, но большинство колоколов у нас теперь имеют так называемый языковый звон.
Ну а западные колокола в подавляющем большинстве были и остаются «валовыми», и звонарь может извлекать звук двумя способами - раскачивая колокол поворотом вала (см. ролик в конце поста) либо ударяя по колоколу специальной колотушкой. Там еще масса технических подробностей, но это уже для специалистов.
Самый большой колокол обычно bourdon, он извещает о начале церковной службы.
Еще один колокол три раза в день специальным звоном извещает, что пора читать молитву Angelus. Этот звон обычно так и называют, Angelus; он представляет собой три раза повторенную последовательность из трех мерных ударов (когда по колоколу ударяют снаружи) и долгого звона с размаху (когда колокол раскачивают). Вот здесь можно посмотреть и послушать:
https://www.youtube.com/watch?v=gL_aDkr7AE4 (здесь мерные удары вызванивает один колокол, а долгий звон - другой; заметно, что требуется некоторое время, чтобы раскачать колокол для долгого звона)
Если собор располагал большим числом колоколов, то отдельный колокол мог извещать, например, о созыве соборного капитула, а иногда даже и о том, что из длительной поездки в город возвратился епископ.
Колокола практически до ХХ века служили, так сказать, «средством массовой коммуникации» - чуть ли не единственным, которое позволяло передать какие-то сигналы на довольно большое расстояние и сразу большому числу людей.
С распространением христианства понадобился инструмент, чтобы созывать верующих на общую молитву - сначала в монастырях, а потом и в городах. Постепенно появились разные сигналы для разных ситуаций, а когда в разросшихся городах стало строиться уже не по одной церкви, а больше, то пришлось делать колокола разного звучания, чтобы прихожане каждой церкви могли распознать «свой» звон. Помимо тональности звучания, важен способ звона, ритм, темп, а иногда еще и состав колоколов, звонящих одновременно или последовательно. Люди, выросшие под звон колоколов своего города, прекрасно распознавали многочисленные сигналы.
Но наряду с церковными колоколами в средневековых городах появлялись и другие, принадлежащие и служащие сообществу горожан. Для городского колокола могли построить отдельную звонницу или даже высокую колокольню или, как в Сен-Мало или в Бордо, разместить звонницу над главными городскими воротами. Городской колокол мог созывать на заседания членов городского совета, извещать об открытии и закрытии торговли, о начале и окончании рабочего дня, о закрытии городских ворот с наступлением ночи. В Страсбурге, например, один из колоколов получил прозвание Messglocke (он извещал об открытии и закрытии ярмарки), а в Бовэ об открытии и закрытии рыбного рынка извещал колокол La Poissarde («торговка рыбой»).
Городской колокол мог подавать сигнал тревоги при пожаре или нападении врагов. Тревожный звон, аналог нашего набата, по-французски называется tocsin; он обычно представляет собой звон мерными ударами в быстром темпе, примерно 60 ударов в минуту. Этот звон часто служил сигналом общего сбора при начале бунтов и восстаний. Если восставшие терпели поражение, то колокол иногда подвергался наказанию - его могли отобрать у города, а то и отдать в переплавку. В Бордо, например, в 1548 году случился бурт против соляного налога (gabelle), и после подавления бунта город наказали - снесли ворота, над которыми располагался городской колокол, колокол отправили в военную крепость Шато-Тромпет, а часы разломали.
Большой колокол в Бордо - нынешний, уже седьмой по счету, отлит в 1775 году. Сейчас он звонит в первое воскресенье месяца в полдень и еще пять раз в год в праздничные и памятные дни: 1 января, 8 мая, 14 июля, 28 августа (день освобождения Бордо) и 11 ноября.
https://www.20minutes.fr/bordeaux/2706495-20200130-bordeaux-cinq-choses-savoir-grosse-cloche-horloge В наших краях, кстати, так тоже бывало; все помнят про угличский колокол, в который ударили, когда был убит царевич Дмитрий - колокол потом сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо, наказали плетьми и сослали в Сибирь. Он попал в Тобольск, и там его сперва использовали как типичный городской колокол, для отбивания времени и для набатного звона в случае пожара, а потом, когда понадобился благовестный колокол, он стал созывать к богослужению в архиерейской церкви. В 1892 году колокол вернули из трехсотлетней ссылки обратно в Углич.
Угличский ссыльный колокол
https://culture76.ru/brands/uglichskiy-ssylnyy-kolokol/#brand-2 В XIII веке были изобретены башенные механические часы, которые стали по-новому отмерять время - время горожан перестало зависеть от сезона и погоды. Вслед за тем появилось и устройство для подачи сигналов точного времени звоном колокола; часто оно делалось в виде фигурки человечка с молотком, который в определенные моменты ударял этим молотком по колоколу. Человечка прозвали jaquemart, то есть «Жак с молотком» (от Jacques и mart) - это слово сохранилось до наших дней.
Механический звонарь Jacquemart на часовой башне в городе Мулен с 1455 года работал в одиночку, а с середины XVII века обзавелся семьей: жена по имени Jacquette помогает ему бить в большой колокол весом 4250 кг, а дети Jacquelin и Jacqueline бьют в колокола поменьше, 125 и 150 кг.
https://vpah-auvergne-rhone-alpes.fr/ressource/le-jacquemart-moulins С XIV века бой часов стал раздаваться не только каждый час, но во многих местах еще и каждые полчаса и даже каждую четверть часа: где-то для разных интервалов использовались разные колокола, а где-то разным периодам соответствовало разное количество ударов. Чаще всего количество ударов большого колокола соответствует часу.
Важной функцией городского колокола было оповещать о наступлении ночи - времени гасить огни и закрывать городские ворота (а кое-где еще и перегораживать цепями улицы). Огни (и очаги, и свечи) полагалось гасить на ночь, чтобы предотвратить пожары, особенно опасные в условиях тесной городской застройки. По-французски это называется couvre-feu (буквально «прикрыть огонь»), а по-английски сократилось до curfew; в современном употреблении эти слова относятся уже не к огню, а к запрету выходить из дома после определенного времени (аналог в русском языке - «комендантский час»), но такой запрет действовал не везде и не всегда. Когда появились механические часы, время couvre-feu обычно устанавливалось в 10 часов вечера по часам.
Во многих городах большие колокола, использовавшиеся для этой цели, так и назывались колоколами Couvre-feu. В Сен-Мало для этой цели служил колокол La Noguette, а в Страсбурге и Кольмаре - Zenerglocke (колокол 10 часов) - его еще называли «еврейским колоколом», потому что по сигналу колокола евреи (а в Кольмаре еще и протестанты) должны были покинуть город.
Колокола на Северной башне собора в Страсбурге.
https://mon-grand-est.fr/facade-de-la-cathedrale-de-strasbourg/ Были и другие задачи у «городского» вечернего звона: например, извещать о закрытии кабаков. В Бресте посетители кабаков, услышав звон, говорили «нас зовет Мари-Жанна» - так звали тамошний городской колокол. Вспоминается, что в начале 1980-х в Москве время начала продажи алкоголя - 11 часов утра - называлось «часом волка», потому что на часах на фасаде кукольного театра Образцова в 11 часов открывалось окошко с фигуркой волка, а когда спиртное стали продавать с 14 часов, то это время называлось «сова открыла глазки», потому что на тех же часах в это время хлопала глазами сова.
Часы на фасаде театра кукол имени С.В. Образцова. Волк на 11 часов, сова на 14. Реставрация должна завершиться в конце 2024 года.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Theatre_Obraztsov_new.jpg «Городские» колокола, в отличие от церковных, не получали христианских имен, а часовые колокола обычно и форму имели другую - были шире в основании и меньше по высоте. Для сравнения вот здесь можно посмотреть и послушать колокола собора в Шартре - шесть церковных и один городской, отбивающий часы.
https://www.cathedrale-chartres.org/presentation-des-cloches-de-la-cathedrale/ .
Колокола в Меце
Отличная коллекция колоколов сохранилась в соборе Святого Стефана (Сент-Этьен) в Меце. Колоколен две - башня Ла Мютт (tour de la Mutte) и башня Капитула (tour du Chapître). На башне Капитула расположены церковные колокола, а на Ла Мютт - городские.
Название Ла Мютт происходит от старинного слова со значением «собирать»; в современно языке сохранилось, например, слово émeute - мятеж, бунт. Городской колокол bancloche сначала находился на колокольне церкви Святого Юкера, в 1412 был перенесен на отдельную деревянную колокольню, а потом к собору была специально пристроена новая каменная башня, и с 1481 года главный городской колокол располагается там. Всего городских колоколов сейчас три:
- La Mutte. Был отлит первоначально в 1381 году, и с тех пор его уже восемь раз переливали. Нынешний колокол, отлитый в 1605 году, весит 8500 кг и имеет в основании диаметр 232,1 см. Этот колокол звонил при нападении врагов, при пожаре, а также по большим праздникам; последний раз в полную силу он звонил в 1918 году, когда закончилась Первая мировая война. После реставрации его снова услышали в 2015 году.
Колокол Ла Мютт.
https://www.republicain-lorrain.fr/edition-de-metz-ville/2019/10/16/photos-combien-y-a-t-il-de-cloches-dans-la-cathedrale-de-metz - Le Tocsin. Пожарный колокол, отлитый в 1501 году, весом 1500 кг. Долгое время пожарный дозорный наблюдал за городом с высоты; ему полагалось каждый час звонить в колокол - не в полную силу, как при тревоге, а коротким ударом - чтобы подтвердить, что он не заснул на посту.
- Mlle de Turmel - совсем небольшой колокол, 70 кг, 50 см в диаметре.. Колокол подарил городу мэр по фамилии де Турмель в 1830 году; нынешний отлит в 1875 году. Этот колокол звонит в 21:54, за шесть минут до наступления времени couvre-feu. Вот здесь можно послушать этот звон:
https://www.youtube.com/watch?v=TiwatSG54JE Колокол Мадемуазель де Турмель в башенке на самом верху колокольни.
https://www.republicain-lorrain.fr/edition-de-metz-ville/2019/10/16/photos-combien-y-a-t-il-de-cloches-dans-la-cathedrale-de-metz Свою колокольню город Мец продал государству в 1907 году, но колокола остались в городской собственности.
На отдельной часовой башне помещается колокол, отбивающий часы, весом 1900 кг (он самый старый из сохранившихся - отлит в 1398 году) и два небольших колокола, отбивающие четверти часа. Часовые колокола тоже принадлежат городу.
На башне Капитула помещается шесть церковных колоколов: Marie, Catherine, Clément, Marie-Immaculée, Ethienne и Paul. Самая старшая из них Большая Мари - 1665 года рождения, 3100 кг, диаметр в основании 172,5 см.
Колокола на башне Капитула в соборе Святого Стефана в Меце.
https://www.republicain-lorrain.fr/edition-de-metz-ville/2019/10/17/combien-y-a-t-il-de-cloches-dans-la-cathedrale Вот здесь ролик про колокола собора Святого Стефана в Меце с колокольным звоном - «пленум».
https://www.youtube.com/watch?v=6kTRlwSKV24 А вот здесь «пленум» в Шартре:
https://www.youtube.com/watch?v=BpmA-wPAKak Про колокола в Экс-ан-Прованс см.
Незабытое. Калиссоны и колокола