На полях мемуаров - 16. Нелегкая работа высокопоставленных особ

Feb 16, 2020 01:29


Вот еще картинка с выставки в Царицыно.



«Юные крестные», гравюра Ж.-Ш. Бакуа и Э.-Ш. Пата по рисунку Ж.-М. Моро-мл., 1777 год.

Так тогда в аристократических семьях одевали детей по торжественным случаям. На девочке платье “французского” фасона, на каркасе-панье, широко выступающем в обе стороны; талия затянута в жесткий корсет; на голове сложная прическа, украшенная перьями - все по-взрослому, в таком виде старшие родственницы ездят ко двору. У Генриетты-Люси Диллон, надо полагать, тоже были такие платья. И когда она в 1782 году поехала с матерью на воды в Спа, с собой у них тоже были подобающие наряды - на курорте светская жизнь била ключом.

Там нашлось множество знакомых и кое-кто из родственников-англичан, но, конечно, самым ярким событием сезона был приезд августейших особ.

«Именно в Спа я впервые попробовала на вкус опасный яд похвал и успеха. Моя мать водила меня в городской зал в те дни, когда там танцевали, и танец маленькой француженки сделался вскоре одной из достопримечательностей Спа.

Граф и графиня Северные тогда только что прибыли туда из самой России и никогда прежде не видели, чтобы девочки двенадцати лет танцевали гавот, менуэт и прочее, так что им показали этот своего рода феномен. Та самая принцесса, став российской императрицей, спустя тридцать семь лет не забыла тогдашнюю девочку, теперь уже степенную мать семейства. Она мне наговорила множество милостивых слов о том воспоминании, которое у нее сохранилось о моей грации, а особенно о моей тонкой талии.»



Насчет того, что граф и графиня Северные - то есть наследник российского престола Павел I и его супруга Мария Федоровна - прибыли туда “из самой России”, Генриетта-Люси не вполне точна. Российская делегация путешествовала с сентября 1781 года, и к лету 1782 успела проехать пол-Европы, провести месяц в Париже, проследовать непрямым путем через Голландию и Австрийские Нидерланды, а дальше должна была направиться вверх по Рейну в Монбельяр, к родителям Марии Федоровны. Как раз незадолго до приезда в Спа, когда делегация останавливалась в Брюсселе, Павел I рассказал о том, как ему привиделся Петр Великий.



На выставке в Царицыно представлены копии, сделанные неизвестным художником мастерской Д.Г. Левицкого в конце 1770-х

Подробное описание их путешествия (и видения тоже) оставила подруга детства будущей императрицы баронесса Оберкирх, которая ехала с ними от Парижа до Монбельяра. Ее мемуары на французском языке опубликовал внук в 1854 году (сначала, в 1852, в Лондоне вышло английское издание).



Генриетта Луиза де Вальднер де Фройндштайн, баронесса Оберкирх (1754-1803)

В состав делегации баронесса попала внепланово - до этого Марию Федоровну сопровождала другая подруга детства, госпожа Бенкендорф, муж которой отвечал в этом путешествии за финансы.



Супруги Бенкендорф

Но госпожа Бенкендорф была беременна (по датам выходит, что как раз будущим героем войны 1812 года и будущим шефом жандармов Александром Христофоровичем), беременность переносила тяжело, и врачи запретили ей пускаться в долгий и нелегкий путь, пугая выкидышем. Было решено отправить ее малой скоростью в Монбельяр, но великой княгине нужна была другая сопровождающая дама. Супруги Оберкирх как раз находились в Париже, и Мария Федоровна “отпросила” Генриетту Луизу у ее мужа.

Парижские врачи, консультировавшие госпожу Бенкендорф, были совершенно правы - такие путешествия были тяжелой нагрузкой. Конечно, VIP-вояжеры были ограждены от многих проблем, но сам их статус делал путешествие, как и вообще любое пребывание в публичном пространстве, серьезной работой.

Вот как описывает их приезд в Спа баронесса Оберкирх (весь текст приводить не буду, баронесса очень многословна):

22 июля выезд из Маастрихта под проливным дождем. Обед в Льеже, где их ждал граф Румянцев, посол Екатерины II при дворах немецких князей-электоров. Выезд из Льежа рано, чтобы к ночи успеть в Спа.

Только добрались до Спа и заселились в гостиницу, как к ним туда приехали эрцгерцогиня Мария-Кристина и герцог Саксен-Тешенский (у которых они до этого несколько дней гостили в Брюсселе). Тем же вечером все отправились в салон, где собираются иностранцы. «Было необыкновенно много народу, и госпожа графиня Северная, как обычно, была предметом всеобщего восхищения.» Присутствовали герцог и герцогиня Глостерские (брат английского короля Георга III с супругой), приехала принцесса Антуанетта Гессен-Рейнфельс-Ротенбургская, родственница ландграфа Гессен-Ротенбургского (и сестра герцогини Бульонской, с которой Генриетте-Люси Диллон предстоит познакомиться через пять лет).

На следующий день поездка за город на источники, в одиннадцать часов завтрак у эрцгерцогини (которая пригласила к себе в салон всех иностранцев - за столом сидело более ста человек), затем визиты к эрцгерцогине и к герцогине Глостерской, а вечером еще спектакль (то есть, в нашем понимании, два спектакля подряд - опера/балет и комедия; граф Румянцев пришел на комедию и своим остроумием сгладил впечатление от провинциальных манер актеров).

И так день за днем - из Парижа выехали 19 июня, до Монбельяра добрались в начале августа. Везде торжественные завтраки-обеды-ужины, осмотр достопримечательностей, встречи с местными властями, парады, посещение богоугодных заведений с раздачей милостыни, живые картины в исполнении местной самодеятельности, зачтение од, сложенных местными стихотворцами - если повезет, оду вручат в письменном виде, но стихотворца все равно надо будет наградить - и множество людей, про которых надо помнить, чьи они родственники, чем славны их семейства, в каких они с кем отношениях и зачем они могут пригодиться. Принцесса Доротея, ставшая Марией Федоровной, со своей работой справлялась и тогда, и потом, в 1818 году, когда она уже в статусе вдовствующей императрицы поехала вместе с сыном-императором Александром I по Европе навестить замужних дочерей - в Штутгарте Екатерину Павловну, королеву Вюртембергскую, в Веймаре Марию Павловну, супругу наследника Саксен-Веймар-Эйзенахского герцогства, в Брюсселе Анну Павловну, супругу наследника престола Голландии. На приемы по случаю таких государственных визитов обычно приглашают дипломатический корпус, и графине (еще не маркизе) де Ла Тур дю Пен де Гуверне, супруге посла Франции при голландском дворе, довелось вновь встретиться с августейшей особой, которую она в свои двенадцать лет вряд ли хорошо запомнила (если бы запомнила, наверное, рассказала бы о ней подробнее). А вот августейшая особа, если сама и не запомнила тогдашнюю девочку, то навела справки и имела наготове любезные слова.

Впрочем, Генриетта-Люси в этой работе тоже знала толк. Вот как она описывает начало пребывания в Брюсселе, когда ее муж в 1808 году был назначен туда префектом:

«Я завела систематические списки всех особ, которые ко мне приезжали. Рядом с именем я записывала кратко сведения, которые мне удалось собрать о каждой семье из разговоров или из книг о дворянских родах, которые я доставала в библиотеке Бургундии - она была и остается очень богатой такого рода трудами. В помощь для этой работы у меня были в отношении настоящего времени генеральный секретарь префектуры господин де Версейден де Варек, а в отношении прошлого старый командор Мальтийского ордена Нейпорт, который приезжал ко мне каждый вечер. Спустя месяц я была знакома с брюссельским обществом так, словно провела там всю мою жизнь. Я знала обо всякого рода связях, распрях, мелких дрязгах и прочем. Это была настоящая работа, и я ею занималась с тем рвением, с которым всегда относилась к необходимым делам.»

А на выставке в Царицыно есть еще скульптурный портрет Марии Федоровны, который успели сделать за тот месяц, что граф и графиня Северные пробыли в Париже.



Бюст великой княгини Марии Федоровны (терракота, автор модели Симон-Луи Буазо, 1782)

Источники:

Mémoires de la baronne d'Oberkirch. T. 1 / pub. par le comte de Montbrison,...

Mémoires de la baronne d'Oberkirch. T. 1 / pub. par le comte de Montbrison,... -- 1869 -- livre

gallica.bnf.fr


По следам путешествия "графа и графини Северных" - Монтбельярд, Франция | Зарубежные задворки

Эта статья является второй в серии моих записок о путешествии по Франции в ноябре 2011 года. Я сердечно благодарю всем, кто помог мне в этой поездке, особенно я благодарен директору частного музея в г

za-za.net


ФЭБ: Бенкендорф. Воспоминания. 1802-1837. - 2012 (текст)

feb-web.ru


Рассказ Павла I о видении ему Петра Великого - Документ

В 1782 году наследник российского престола Павел Петрович вместе с супругой Марией Федоровной путешествовал по Европе. В Брюсселе с ними была подруга великой княгини баронесса Генриетта Луиза фон Оберкирх. Именно она оставила мемуары о примечательном рассказе Павла, вспомнившего о видении ему в

diletant.media


Императрица Мария Феодоровна. 1759-1828

www.prlib.ru


Судьбы дочерей Павла I / Library.Ru

www.library.ru


Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия / Авт.-сост. В.М. Успенский. - М.: Арт Волхонка, 2020. - 304 с.: ил. ISBN 978-5-906848-85-7

По следам путешествия "графа и графини Северных" - Монтбельярд, Франция | Зарубежные задворки

Эта статья является второй в серии моих записок о путешествии по Франции в ноябре 2011 года. Я сердечно благодарю всем, кто помог мне в этой поездке, особенно я благодарен директору частного музея в г

za-za.net


Mémoires de la baronne d'Oberkirch. T. 1 / pub. par le comte de Montbrison,...

Mémoires de la baronne d'Oberkirch. T. 1 / pub. par le comte de Montbrison,... -- 1869 -- livre

gallica.bnf.fr


баронесса Оберкирх, императрица Мария Федоровна, Бенкендорф, Мемуары маркизы де Ла Тур дю Пен, XVIII век, Павел I

Previous post Next post
Up