Прочитала диссертацию, защищенную в Гарварде в 2015 году; называется «Революция в отношении к собственности: конфискация достояния эмигрантов в Париже и проблема собственности во Французской Революции» (
Callaway, Hannah. 2015. Revolutionizing Property: The Confiscation of Émigré Wealth in Paris and the Problem of Property in the French Revolution. Doctoral dissertation, Harvard University, Graduate School of Arts & Sciences.)
Про научную ценность пусть судят профессионалы, но мне было интересно; спасибо этой Ханне Каллауэй, которая за меня прочитала множество довольно занудных текстов, извлекла оттуда некий смысл и изложила очень хорошим языком. Я, в свою очередь, извлекла уже из ее работы несколько цитат и пару историй, за которыми, как обычно, подтянулись и другие.
Французский юридический трактат, на который ссылается Ханна Каллауэй, называется
Traité des personnes et des choses, практически «О людях и вещах» (точнее, конечно, о лицах, но не будем придираться), ну а обстоятельства описываются разные - так что получается как раз «Люди, вещи и обстоятельства».
Про конфискацию собственности эмигрантов
(из диссертации Ханны Каллауэй)
«…юридические принципы, которые лягут в основу Террора, например, представление о том, что не поддерживать Революцию значит совершать предательство, появились еще за несколько лет до того, как Террор стал официальной политикой. Чтобы осуществить Террор, не нужны были новые юридические принципы; хватало существующего законодательства.»
«Меры по перераспределению собственности, которые принимались в период Террора, представляют собой наиболее заметный пример, но они были лишь проявлением постоянного убеждения, что собственность следует отобрать у недостойных и отдать достойным.»
«В представлении революционных лидеров эмигранты совершили преступление и должны были быть за это наказаны. Они лишили государство своего богатства, и в свою очередь их следовало лишить его. Отбирая собственность эмигрантов, Законодательное Собрание наносило удар по тому, что еще оставалось от эмигрантов в пределах его досягаемости.»
Зеркала движимые и недвижимые
Ну а теперь история. Диссертация вся на парижском материале, поэтому в рамках исследования конфискованные у эмигрантов объекты недвижимости по большей части представляли собой жилые дома. Ведомство национальных имуществ, получив конфискованный дом в свое распоряжение, обычно вывозило движимое имущество на казенные склады, откуда что-то использовали для государственных нужд, что-то продавали с аукциона, что-то малоценное передавали нуждающимся (вспоминаем старика Коробейникова из «Двенадцати стульев» с его картотекой - он явно работал в аналогичном учреждении; стул из гамбсовского гарнитура достался покойному мужу вдовы Грицацуевой как инвалиду империалистической войны). Сам дом тоже могли либо отдать под размещение какого-нибудь государственного учреждения, либо продать с аукциона, либо сдать в аренду, чтобы арендная плата шла в доход государства.
Остап Бендер (Андрей Миронов) и Варфоломей Коробейников (Марк Прудкин) в экранизации «12 стульев» 1976 года.
https://citaty.info/character/varfolomei-korobeinikov В руках у них учетные карточки конфискованной мебели, а на заднем плане - картотека, которую Коробейников забрал с собой, уходя на пенсию. Государству эта картотека была не нужна, оно ничего никому возвращать не собиралось. Во Франции тем, кто добился своего исключения из списков эмигрантов, кое-что возвращали - то, что не успели распродать. А в дальнейшем подобные карточки стали бесценным источником информации для антикваров.
И вот тут удивительное: в 10% изученных при подготовке диссертации случаев среди ценного имущества фигурируют зеркала, и практически каждый раз с ними возникают проблемы.
Вот, например, был конфискован роскошный особняк под названием Hôtel de Deux-Ponts (надо полагать, принадлежавший раньше Кристиану фон Цвейбрюккену, который за подвиги в войне за американскую независимость получил во Франции титул маркиза де Дё-Пон, а после Революции покинул должность полковника во французской армии и поступил на службу в армию Пруссии); ведомство Национальных имуществ сдало его в аренду некоему Буврену. Буврен рассчитывал разделить особняк на квартиры и сдавать их жильцам по отдельности. Но уже после того, как арендный договор Буврена был подписан, он обнаружил, что из особняка успели забрать зеркала. В результате он так и не смог найти квартиросъемщика на самую престижную квартиру на первом (по-нашему втором) этаже. Буврен подал жалобу, и чиновники в конце концов согласились, что ему надо как-то возместить ущерб.
Поскольку «родные» зеркала из этого дома было уже не вернуть, рассматривали даже возможность взять зеркала напрокат и оплатить это частично из государственных средств; впрочем, в итоге ничего не получилось, поставщики зеркал оказались совершенно не заинтересованы в таком заказе.
А куда же делись «родные» зеркала? Возможно, в итоге они попали во дворец в Сен-Клу, который Наполеон сделал своей второй резиденцией. Во всяком случае, по поводу еще одного богатого дома сохранилась переписка, в которой представители власти срочно требуют конфисковать, наконец, зеркала, потому что они нужны для обустройства Сен-Клу, а на казенных складах зеркал не хватает.
С этим вторым домом трудность состояла в том, что из пяти детей хозяйки, вдовы Гарнье, в девичестве Генриетты Саломон Блондель д’Азенкур, эмигрировали только четверо, и поэтому весь дом целиком конфисковать было нельзя. Еще при Республике успели конфисковать 4/5 дома, и через несколько лет эту часть продали с торгов вместе с имевшимися там (судя по всему, в немалом количестве) зеркалами. Покупатель считал, что зеркала принадлежат ему, как неотъемлемая часть дома. Государство же так не считало и предложило ему заплатить за зеркала дополнительно. Он отказался, представители тамошнего Госимущества явились забрать зеркала, но выяснилось, что сделать это нельзя, по крайней мере, сразу. Имущество вдовы (не конфискованное) не было разделено, и невозможно было разобрать, где ее 1/5 зеркал, а где государственные 4/5; но самое главное, нужно было действительно убедиться, что каждое конкретное зеркало является действительно движимым имуществом, а не частью дома.
Ханна Каллауэй в связи с этим казусом дает ссылку на юридический трактат Робера-Жозефа Потье «О лицах и вещах», в котором как раз рассматривается вопрос о зеркалах.
Это действительно любопытно.
Как сообщает автор трактата, прежде кутюмы Парижа и Орлеана предусматривали, что предметы домашней утвари, которые можно переместить без поломки или порчи, являются движимым имуществом; но если они держатся на железном креплении или гвозде, или же вделаны в штукатурку или известь, и их нельзя переместить без поломки или порчи, то они считаются недвижимыми.
Роберу-Жозефу Потье такое определение кажется недостаточно ясным; он считает, что надо проводить различие не по типу крепления, а по тому, служит ли данный предмет для обустройства дома («приведения в полноту») или же только для его украшения. Для примера анализируется статус зеркала, расположенного над камином.
Такое оформление камина вошло в моду в XVIII веке после того, как во Франции научились делать зеркала не выдуванием, а литьем - это позволило получать зеркала большого размера. Впервые зеркало над камином появилось в королевской резиденции в Марли.
Камин à la royale (по-королевски) для комнат дворца в Марли. Гравюра Пьера Лепотра, 1699.
http://www.lescarnetsdeversailles.fr/2020/04/la-revolution-des-miroirs/ «Если место, на котором оно укреплено, покрыто деревянной обшивкой или штукатуркой той же отделки, что и остальная часть камина, следует считать, что зеркало есть движимое имущество, ибо оно помещено там лишь с целью большего украшения, ad instruendam domum, а не ad integrandum, поскольку, если снять это зеркало, камин будет полноценным во всех своих частях и не требующим ничего более. Напротив, если то место камина, на котором укреплено зеркало, не отделано, или если, для сохранности зеркала, оно покрыто несколькими досками другой отделки, чем остальная часть камина, то в этом случае следует считать, что зеркало является частью дома, поскольку оно помещено там ad integrandam domum, оно служит для приведения камина в полноту, а камин без него не будет numeris omnibus absolutus, но будет требовать чего-то еще.» Робер-Жозеф Потье. Трактат о лицах и предметах. Ч.2 раздел 1 §242
Автор трактата дальше распространяет тот же подход на картины, вставленные в деревянную отделку стен - это тогда тоже широко практиковалось. И следует вывод: не все, что держится на гвоздях или железных креплениях, является неотъемлемой частью дома.
Франсуа Буше (1703-1770). Туалет (Женщина, завязывающая подвязку) (1742).
https://www.museothyssen.org/en/collection/artists/boucher-francois/toilette Слева мы видим зеркало над камином - в 1742 году такое зеркало могли позволить себе многие состоятельные люди.
Интересно, кстати, как бы автор трактата определил статус картины из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Помните? «От этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает.»
https://www.youtube.com/watch?v=qPeUokgTRik К сожалению, финал истории про зеркала вдовы остался неизвестен - в архивных документах ничего нет о том, попали ли они в итоге в Сен-Клу.
Подвижные зеркала Малого Трианона
Зеркала в зеркальном кабинете Малого Трианона подвижны, но при этом, конечно, принадлежат к недвижимости. И это несмотря на то, что они не были изначально частью дома.
В 1776 году королева Мария-Антуанетта заказала для Малого Трианона особые зеркала, которые должны были выдвигаться из пола и закрывать окно и дверь на террасу, превращая комнату в будуар. Механизм, разработанный придворным инженером Жаном-Тоби Мерклейном, исправно работает - см. видео ниже.
Вот так выглядит комната, когда зеркала убраны.
https://www.proantic.com/magazine/le-cabinet-des-glaces-mouvantes-du-petit-trianon/ Зеркало, закрывающее дверь на террасу, выдвинуто частично. А зеркало над диванчиком неподвижное.
https://www.proantic.com/magazine/le-cabinet-des-glaces-mouvantes-du-petit-trianon/ Куда уходят зеркала, видно на этом снимке. Это комната этажом ниже.
https://maria-antonia.forumactif.com/t7570-le-cabinet-des-glaces-mouvantes-au-petit-trianon Зеркало над камином тоже никуда не сдвигается.
https://art.rmngp.fr/fr/library/artworks/vue-interieure-du-petit-trianon-boudoir-cote-cheminee Механизм исправно работает
https://www.youtube.com/watch?v=WDaNYpIgdoo&t=48s Зеркала во дворце Сен-Клу
Как выглядели интерьеры дворца Сен-Клу при Наполеоне I, найти не удалось. В дальнейшем дворец продолжал служить королевской, а потом снова императорской резиденцией, пока в 1870 году не случилась несчастная для Франции франко-прусская война. Во время осады Парижа пруссаки устроили во дворце свою штаб-квартиру. Французская артиллерия стреляла по прусским войскам, стоявшим в парке, и один из снарядов попал во дворец. 13 октября 1870 года дворец полностью сгорел. Уцелели некоторые произведения искусства и ценные предметы обстановки, которые заранее были вывезены в Лувр и в национальный склад мебели.
Остались изображения интерьеров времен Второй империи. В 1855 году королева Виктория с супругом, принцем Альбертом, посетили Францию по приглашению императора Наполеона III; их тогда поселили во дворце Сен-Клу. Серия акварелей изображает отведенные им комнаты, а в 2014 году нашелся еще и альбом с 99 фотографиями, сделанными Пьером-Амбруазом Ришбуром около 1868 года. Зеркал в интерьере множество, главным образом, таких, которые являются «неотъемлемой частью дома». Все они, конечно, были уничтожены пожаром.
Жан-Батист Фортюне де Фурнье (1798-1864). Салон королевы Виктории во дворце Сен-Клу. 1855
https://www.rct.uk/collection/920064/queen-victorias-drawing-room-at-saint-cloud Два высоких зеркала в центре - явно «неотъемлемые», а вот картину справа, похоже, можно снимать и перемещать без проблем.
Жан-Батист Фортюне де Фурнье (1798-1864). Туалетная комната королевы Виктории во дворце Сен-Клу. 1855
https://www.rct.uk/collection/920063/queen-victorias-dressing-room-at-st-cloud Слева можно видеть «неотъемлемое» зеркало над камином и «движимое» зеркало на подставке.
Раскрашенная стереоскопическая фотография галереи Аполлона во дворце Сен-Клу была сделана около 1868 года, за два года до пожара, уничтожившего дворец.
https://www.leparisien.fr/hauts-de-seine-92/hauts-de-seine-deambulez-dans-le-decor-du-palais-de-saint-cloud-11-10-2019-8170875.php Зеркальный кабинет из Морского министерства
Дворец на нынешней площади Согласия (бывшей площади Людовика XV), в котором со времен Революции и до 2016 года размещалось военное министерство, при Старом порядке был отведен под Garde-Meuble de la Couronne, склад королевской мебели. Это был не просто склад, а скорее сокровищница; помимо того, что там хранилась всевозможная ценная мебель и предметы интерьера, а также королевские коллекции и драгоценности короны, в состав этого учреждения входили и мастерские, изготавливавшие всю эту роскошь - мебельные, ткацкие, фарфоровые и прочие. Учреждение ведало также закупками и размещением заказов на предметы декоративного искусства и оформление королевских дворцов. Обустройством нового здания занимался тогдашний начальник, Пьер-Элизабет де Фонтаньё (1731-1784). Пишут, что роскошь и изящество обстановки являли собой образец французского вкуса и демонстрировали высшие достижения декоративного искусства; тем, кому предстояло работать над отделкой королевских резиденций, было на что ориентироваться. А с 1777 года де Фонтаньё распорядился в первый вторник каждого месяца в теплое время года открывать для публики галереи, где выставлялись произведения мастеров его ведомства.
Как было тогда принято, начальнику полагалась служебная квартира непосредственно по месту работы, и ее де Фонтаньё тоже обустроил на свой вкус. Он был в духе своего времени изрядный либертен, в браке не состоял и часто принимал у себя дам разного статуса и уровня социальной ответственности. Для таких встреч был устроен так называемый зеркальный кабинет, примыкающий непосредственно к спальне. Зеркала, покрывавшие стены, были расписаны неприличными сценами - по крайней мере, так утверждали те, кто их видел в то время.
Зеркальный кабинет.
https://www.flickr.com/photos/dalbera/51349991133 До наших дней те росписи не дожили, поскольку преемник де Фонтаньё на посту интенданта и генерального контролера Мебельного склада Марк-Антуан Тьерри де Виль-д’Аврэ был человек женатый и поселился в служебной квартире вместе с женой. Она такого непотребства потерпеть не могла, но уничтожать зеркальный кабинет не стала - просто заказала художнику подкорректировать росписи, чтобы были только играющие амурчики и прилично одетые женщины.
Спальня госпожи Тьерри де Виль-д’Аврэ.
https://lepetitjournal.com/expat-mag/culture/hotel-marine-331149 Никаких зеркал
13 июля 1789 года, накануне штурма Бастилии, толпа вломилась в Мебельный склад в поисках оружия. Начальник отсутствовал, а его заместителю удалось направить восставших в зал оружия и доспехов, не показав им те помещения, где хранились драгоценности. В результате восставшие забрали со склада исторические парадные пики и шпаги, а также пушки, за сто лет до того подаренные Людовику XIV королем Сиама - они были на лафетах, отделанных серебром, но никакой практической пользы от них не было.
В сентябре 1792 года из Мебельного склада украли изрядную часть драгоценностей короны - грабители забрались по фасаду и взломали деревянные ставни на окне, а обстановка в Париже в тот момент была такая, что это даже не сразу заметили… Про это ограбление существует множество гипотез, но это уже другая история. Часть украденного потом удалось найти.
В 1793 году Мебельный склад упразднили. Часть мебели и произведений искусства продали с торгов, часть просто сожгли, чтобы извлечь драгоценные металлы. Заново учреждение было открыто в 1800 году, уже при Консульстве, но в другом месте. А дворец с 1799 года полностью заняло Морское министерство, которое прежде занимало там небольшую часть помещений. К счастью, при всех перестройках и переоборудованиях министерство старалось сохранять отделку и убранство дворца; вот и зеркальный кабинет уцелел, несмотря ни на что.
Дворец отреставрировали после того как Морское министерство оттуда съехало, и на всю эту красоту теперь можно посмотреть.
Зеркальный кабинет
https://www.club-innovation-culture.fr/hotel-marine-parcours-patrimonial-mediation-immersive/ Зеркальный кабинет.
https://www.hotel-de-la-marine.paris/ru/Dvorec-Morskogo-ministerstva/ZHizn-v-XVIII-veke/kak-obustroit-osobnyak Двери существительные и прилагательные
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Над тем, что в доме считать движимым имуществом, а что недвижимым, начали размышлять задолго до Французской революции - по крайней мере, в начале II тысячелетия до н.э. в Месопотамии с этим вопросом уже сталкивались. Зеркал над каминами, как и самих каминов, там не было, но вот дверь определенно воспринималась как нечто отдельное от дома.
В
книге И.М. Дьяконова «Люди города Ура» приведены переводы клинописных табличек о разделах, продаже и аренде недвижимости. Например, четырем братьям в наследство достался дом (вспоминаются дети вдовы из особняка с зеркалами). Старший брат получил 66 гин (около 40 кв. м) жилой площади с обязательством платить десятину, которой облагалась часть этой площади, 1 дверь в главное помещение ценой 2/3 сикля серебра, еще 8 кв. м заброшенной площади и 1 дверь на галерейку, разные отдельно перечисленные ценные вещи (2 бронзовых ножа, 1 бронзовый котел на 15 л, 1 каменный пест, 1 каменную чашку, 1 лазуритовый сосудик, 1 кровать, 2 стула, 1 кадушку, 1 корзину и т.д.), 1 раба ценою в 18 сиклей (150 г) серебра, и еще 8 2/3 сикля (73 г) серебряного и 60 сиклей (0,5 кг) медного лома, что служило эквивалентом наличных денег. Остальным братьям досталось по 44 гин жилплощади и только по одной двери, а остальной набор имущества был примерно как у старшего брата. В другом случае дверей в подлежащем разделу доме было даже меньше, чем братьев, и кому-то пришлось компенсировать стоимость двери другими вещами. Иногда при разделе упоминаются плетеные двери, которые были дешевле деревянных.
https://mc.eduirk.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1205:5-oktyabrya-1782-goda-sostoyalas-premera-pesy-d-i-fonvizina-nedorosl&Itemid=206 Дверь, изготовленная из привозного дерева (из финиковых пальм, как известно, доски не получаются) стоила дорого и однозначно воспринималась как отдельный предмет, не привязанный намертво к дому. Покидая дом, хозяин мог забрать дверь с собой.
В общем, зря мы смеемся над Митрофанушкой, он дело говорил. Судя по всему, он придерживался мнения не жителей города Ура, а автора французского юридического трактата. Навешенная дверь, если ее снять, оставит дом неполным, и квартиросъемщиков в помещение без двери вряд ли удастся найти.
***
Как обычно, осталось еще много материала, в котором хотелось бы покопаться, но нельзя объять необъятное. Про зеркальный кабинет в Байройте, например...
https://www.proantic.com/magazine/les-cabinets-glaces-au-chateau-ermitage-bayreuth/