Забытые вещи - 2. Артиллерийская колбаса и сыновья Эмона

Oct 03, 2020 22:58


Первым делом дисклеймер: я даже не притворяюсь, что разбираюсь в артиллерии. В других вопросах военного дела мои познания тоже невелики. Все сведения из источников, касающиеся технических подробностей, я просто принимаю на веру, испытывая священный трепет перед пассажами вроде этого: «Шворень передка был значительно подан назад для увеличения поворотливости и укреплен на горбыле, связывавшем вилу передковой рамы; еще дальше за горбылем вила рамы соединялась перекладиною с железною полосою, игравшею роль слизня, поддерживавшего станины.» Шворень, вила, горбыль и слизень - тоже, конечно, забытые вещи, но о них пусть напоминает кто-нибудь другой.

А я расскажу вот про эту штуку:





Это модель 1:6 из музея армии в Париже; на сайте музея можно посмотреть на нее в разных ракурсах. Модель сделана в XIX веке, когда такие штуки только-только вышли из употребления, так что все подробности воспроизведены в точности.



Музейный экспонат называется “Caisson-wurst long avec coffre siège” - «длинный ящик-wurst с сиденьем-сундуком», или, если хотите, «ящик-колбаса», поскольку по-немецки Wurst - колбаса. Исходно это был зарядный ящик полевой артиллерии, а уже потом его стали использовать и для других целей. Особенность конструкции в том, что ящик довольно узкий, сверху у него двускатная крыша, а на ней помещено что-то вроде обтянутой кожей подушки. На этой штуке ездили верхом; в стандартном варианте на ящик садилось пятеро, а еще один ехал либо на переднем сиденье (если оно было, как на этой модели), либо на одной из упряжных лошадей.

Выглядело это примерно вот так:





Эта модель изображает баварских артиллеристов, едущих на зарядном ящике похожей конструкции.

Но почему французы называли это транспортное средство на немецкий манер «вурст», а не использовали какое-нибудь подходящее французское слово? Колбаса у них есть своя, и есть несколько слов для ее обозначения. Вот, например, кровяная колбаса называется boudin, и этим же словом называют валики или подушки продолговатой формы (например, верхняя подушечка на стуле вуаёз, о котором рассказывалось в предыдущем посте, тоже так называется).

Все объяснения, придуманные уже постфактум, сводятся к тому, что ящик так назвали из-за его продолговатой формы и набивки. Но дело, похоже, в другом. Некоторые источники называют его не Wurst, а Wurtz! Во всяком случае, это название использует генерал Матье Дюма - человек очень знающий, начитанный и в данном вопросе вполне авторитетный, поскольку именно он в 1792 году проводил сравнительные испытания двух подходов к организации конной артиллерии:

«Преимущества легкой артиллерии были слишком очевидны, слишком хорошо доказаны опытом прусской армии, чтобы можно было их оспаривать, но в отношении способа ее применения были разные мнения. Следовало ли взять для этого «вюрцы» (les Wurtz), как это предлагали самые заслуженные старые офицеры? Следовало ли, как я всегда думал, усадить канониров на лошадей, чтобы они могли без затруднений, без серьезных происшествий и с величайшей скоростью следовать за перемещением своего орудия?»

По-французски это произносится очень похоже, и «колбаса» просто оказалась удачной заменой незнакомому слову. Откуда взялось название Wurtz, установить так и не удалось. Немецкое слово Würze, обозначающее пряности, здесь вроде бы не при чем. Wurzel, обозначающее корень, тоже. Можно заподозрить, что Wurtz или Würtz - фамилия изобретателя или того, кто ввел эту конструкцию в употребление.

Самый известный Вюрц по имени Шарль-Адольф хоть и сделал кое-кто и для артиллерии тоже, но все-таки зарядными ящиками не занимался - он знаменит как химик-органик, а из предметов, понятных непосвященным, изобрел, например, колбу Вюрца. И, что еще важнее, он родился в 1817, гораздо позже появления этих самых ящиков, на которых ездили верхом.



Вюрц, но не тот

Еще один Вюрц по имени Пауль жил в XVII веке, фамилию свою писал как Würtz, а произносил скорее как «Вирц» - по-русски его называют обычно так. Он как раз был фельдмаршалом и имел дело в том числе и с артиллерией, но занимался ли он зарядными ящиками, неизвестно.



Фельдмаршал Пауль Вирц (1612-1676). За свою карьеру он успел повоевать на стороне Священной Римской империи, Швеции, Дании и Голландии.



Историческая картина Юзефа Брандта «Поход шведов на Кейданы» (1890) изображает события войны, которая в истории Польши получила название «Шведский потоп». Пауль Вирц служил тогда в войсках шведского короля Карла Х Густава; он был, в частности, комендантом оккупированного Кракова. Полевая артиллерия на картине присутствует, но ящиков никаких не видно.

Как бы то ни было, стандартные зарядные ящики, на которых могли ездить артиллеристы, были приняты на вооружение австрийской армией в XVIII веке.

В книге «История материальной части артиллерии» А.Нилуса (издана в 1904 году; это оттуда была цитата про шворень и слизень) читаем:

«Австрийская артиллерия во время Фридриха Великого находилась под управлением князя Лихтенштейна, … который еще в 1745 году велел приступить к сравнительным опытам над орудиями, как австрийскими, так и иностранными, и результатом этих опытов было принятие новой системы полевой артиллерии… Конную артиллерию, называвшуюся кавалерийскою и бывшею в сущности ездящею, потому что прислуга не имела верховых лошадей и перевозилась на особом длинном сидении, укрепленном на станинах (относительно более длинных) лафета и называвшемся вурстом (5 номеров; 1 - на подручной лошади среднего уноса), составляли 6 фн. пушки и 7 фн. гаубицы. Кавалерийская артиллерия была введена в Австрии лишь в конце XVIII века, к началу революционных войн. Сначала вурст помещался на 4-х колесном ящике, имевшем особую длинную крышу с подушками, на которые прислуга садилась верхом. Запряжка была усилена лишнею парою лошадей. Потом вурст был перенесен на лафет.»





Вурст на лафете. Это тоже очень подробная модель - виден, например, подвешенный на цепях брус, использовавшийся как подножка.

А вот в «Словаре сухопутных войск» генерала Бардена (отрывок опубликован во французском «Журнале военных наук сухопутных и морских сил» за 1841 год) в статье «Конная артиллерия» искомый предмет называется не вурст, а ЯЩИК С ВЮРЦЕМ; его сравнивают с колбасой, но слово используют французское, boudin: «С 1776 года австрийская армия, в подражение летучей артиллерии Пруссии, приняла на вооружение ящики с кожаными набитыми подушками в виде колбас (WURTZ); канониры садились на них, располагаясь на манер четырех сыновей Эмона. Эта система имела много неудобств: тряска этих ящиков, имеющих плохую подвеску, причиняла невыносимую усталость тем, кто на них ехал. Часто ВЮРЦЫ опрокидывались, и при таких несчастных случаях бывало много раненых. Когда попадание в колесо опрокидывало ЯЩИК С ВЮРЦЕМ, артиллеристы, которые ехали на нем, оставались без транспорта, даже если не были убиты или покалечены.»



Миниатюра из книги XV века про Рено де Монтобана, изображающая четырех сыновей Эмона на коне Баярде. Конь был непростой - по разным версиям истории, Рено де Монтобан получил его в подарок то ли от Карла Великого, то ли от феи Орианды. По мере того, как братья лишаются своих коней, Рено берет их на своего Баярда, который чудесным образом удлиняется в соответствии с числом всадников. Боливар не вынесет двоих, а вот Баярд четверых, да еще и в доспехах - запросто.



Это уже XVI век, печатная книга. Конь мало того, что удлиняется, но еще и отращивает дополнительные стремена, так что сыновьям Эмона ехать на нем удобнее, чем австрийским артиллеристам на своем вюрце.

Во Франции новую артиллерийскую систему, включавшую в себя и зарядные ящики-вюрцы, ввел в 1776 году Жан-Батист Вакет де Грибоваль (1715-1789), служивший в австрийской армии во время Семилетней войны под началом князя Лихтенштейна и хорошо изучивший австрийский опыт.



Жан Батист Вакет Фрешенкур де Грибоваль (1715-1789). Портрет работы Жоржа Руже (1835)





Элементы системы Грибоваля: бронзовая полевая пушка (8 или 12-фунтовая), орудийный передок и зарядный ящик (позади передка), 1786



Стандартный артиллерийский зарядный ящик системы Грибоваля, без подушки сверху и без сиденья-сундука впереди. Теперь мы знаем, как выглядит гроб на колесиках.

Альтернативная прусская система предусматривала, что орудийные расчеты конной артиллерии будут перемещаться верхом. Сторонником этого подхода был и упомянутый выше Матье Дюма, сформировавший в 1792 году в Меце первую конную артиллерийскую роту, в которой канониры были обучены верховой езде и получили лошадей.

Новая конная артиллерия могла быстрее перемещаться, быстрее разворачиваться и не терять личный состав на скверных дорогах - это оказалось очень востребовано во время наполеоновских войн. А ящикам-вюрцам нашлось новое применение.

В том же 1792 году Пьер-Франсуа Перси (1754-1825), главный военный хирург рейнской и мозельской армий, организовал мобильные отряды хирургов, чтобы проводить операции (обычно, увы, это были ампутации…) непосредственно на поле боя. В качестве транспортного средства он предложил использовать модифицированный зарядный ящик. В ящике помещались перевязочные средства, запас лекарств и хирургические инструменты, а на крышку верхом садилась медицинская команда из 6 человек. Тяжелораненых на такой конструкции эвакуировать, конечно, было невозможно, но тех, кто мог на ней удержаться, все же вывозили. Этот экипаж получил название «амбуланс» - так до сих пор называются машины скорой помощи.



Пьер-Франсуа Перси

Пьер-Франсуа Перси был потомственный военный хирург. Отец не хотел, чтобы сыновья шли по его стопам, и Пьера-Франсуа прочил по военно-инженерной части, но юноша не любил математику, а с медициной у него получилось гораздо лучше. Помимо организации помощи раненым, он еще много что усовершенствовал в своем деле. В апреле 1814 он организовал временный госпиталь для 12 тысяч русских и прусских раненых, за что впоследствии был награжден российским орденом Святой Анны, прусским Красного орла и баварским «За заслуги».



Амбуланс Перси в деле



Амбуланс Перси. Усовершенствованная модель с крышей



Эвакуация раненых. В единообразной голубой форме военные медики, а за ними раненые в мундирах разных частей.



Облегченная модель 1807 года.

Со временем армия все-таки отказалась от вюрцев и перешла на более удобные фургоны-амбулансы, разработанные Домиником Жаном Ларреем (1766-1842), которого называют «отцом скорой помощи».



В такой двухколесной повозке можно было везти двух раненых в положении лежа и прямо там выполнять перевязки. Внутри на стенках были устроены карманы для инструментов и перевязочного материала. Четырехколесная модель позволяла перевозить четырех раненых.



Франсуа Фурнье-Сарволез. Переправа через Березину 27-29 ноября 1812. На первом плане справа четырехколесный амбуланс, левее его маленький двухколесный, за ним зеленый ящик-вюрц системы Грибоваля.



Другой фрагмент той же акварели. Часть амбулансов уже на том берегу.



Александр Сольде. Доминик Ларрей на переправе через Березину

На этом более или менее заканчивается история езды на зарядных ящиках. Гонки на лафетах, согласитесь, совсем другая история. Как гласит немецкая пословица, у всего есть конец, и только у колбасы - два (Alles hat ein Ende, nur die Wurst hat zwei).

Наполеоновские войны, Матье Дюма, XIX век, XVIII век

Previous post Next post
Up