Еще немного про особ королевской крови.
Чтобы не запутаться, кто кому кем приходится в этом рассказе, сразу даю схему родства. Там, конечно, было еще множество братьев и сестер в каждом поколении, которые потом еще и вступали в браки с кузенами-дядями-тетями, но в таком упрощенном виде понятно, что потомки Якова II Стюарта приходились достаточно близкими родственниками и французским Бурбонам, и испанским. Когда Яков II лишился трона и стал королем в изгнании, двоюродный брат Людовик XIV принял во Франции его с семейством и его приверженцев-якобитов, в числе которых были и сыновья Якова II от Арабеллы Черчилль - Джеймс Фицджеймс, герцог Бервик, и Генри Фицджеймс, герцог Альбемарль.
Стюарты и Бурбоны
К сожалению, портретов Генри Фицджеймса нигде нет. Зато его старшего брата в разном возрасте писали многие хорошие художники.
Джеймс Фиц-Джеймс Стюарт, герцог Бервик. Портрет работы Пьеры Миньяра (1612-1695)
Филипп V производит первого герцога Бервика в герцоги Лириа-и-Херика после битвы при Альмансе. Картина Жана Огюста Доминика Энгра (1800-1867) написана существенно позже по заказу потомков герцога.
Когда началась война за испанское наследство, Джеймс Фицджеймс в качестве генерала на французской службе изрядно поспособствовал тому, чтобы на испанском троне утвердился его троюродный племянник, который стал в итоге Филиппом V Бурбоном. Родственника, пусть и не совсем законного, новый король не забыл и сделал у себя в Испании герцогом Лириа-и-Херика и испанским грандом высшего разряда.
Эти испанские титулы унаследовал сын Джеймса от первого брака, Джеймс Фрэнсис, на испанский манер именовавшийся уже Хакобо Франсиско, и дальше вся эта ветвь процветала в Испании. Хакобо Франсиско, среди прочих своих дел, успел три года пробыть послом в России - об этом периоде он оставил интересные воспоминания, не так давно опубликованные в русском переводе. Женился он на даме, одним из предков которой был Христофор Колумб - отсюда «Колон» в фамилиях его детей.
А сыновьям Джеймса от второго брака достался французский титул герцога Фицджеймс, созданный для родственника Людовиком XIV в 1710. Сыновей было несколько, они наследовали друг за другом, а на схеме показан только Шарль, от которого пошло продолжение герцогского рода. Поскольку эти Фицджеймсы процветали уже во Франции, они именовались в честь предка-Джеймса не Хакобо, а Жаками.
Испанские и французские Фицджеймсы
Но это все присказка, а сказка будет о мальтийских кавалерах - они на схемах обведены красным.
Когда Генрих VIII Тюдор поменял религию и раскулачил все католические религиозные учреждения, Мальтийский орден лишился всего, что у него было в Англии. На самой Мальте еще оставались какие-то представители бывшего «Английского Языка», но поступление новых рыцарей - и поступление денег! - прекратилось. Тем не менее, орден еще два с лишним века сохранял должности в фактически не существующем «Английском Языке», тратя на содержание этой структуры деньги из общей казны. Должности эти обычно занимали люди, в национальном отношении с Англией никак не связанные.
С приходом к власти династии Стюартов у руководства ордена появились надежды на перемены к лучшему, но на протяжении почти всего XVII века не удавалось даже начать переговоры с английскими монархами, не говоря уже о протестантском Парламенте. Когда англичане казнили Карла I, его вдова Мария-Генриетта Французская пыталась получить от ордена военную помощь в возращении престола сыну, будущему Карлу II, но орден вежливо отказался, сославшись на занятость борьбой с турками.
Только в 1685, когда престол достался Якову II Стюарту, еще раньше перешедшему в католицизм и женатому на католической принцессе Марии Моденской, орден направил в Англию посольство. Яков II в тот момент идеей восстановления ордена на английской территории совершенно не заинтересовался, тем более что пришлось бы как-то возвращать конфискованные много лет назад земельные владения - а у этих владений уже давно были новые хозяева.
Мария Моденская с сыном Джеймсом Фрэнсисом, будущим «Старым претендентом»
Тогда орден зашел с другой стороны, через Рим, и какие-то переговоры начались между послами Англии и Мальтийского ордена при Святом престоле. В 1787 посол Якова II при Оттоманской Порте по пути к месту службы заехал на Мальту и привез королевское письмо насчет груза с английского корабля, который оказался захвачен орденскими галерами. Посла приняли со всеми почестями и очень обхаживали.
Вскоре после этого на Мальту прибыл Генри Стюарт Фицджеймс, внебрачный сын Якова II от Арабеллы Черчилль. Его принимали вообще по-королевски и вручили ему украшенный бриллиантами мальтийский крест, оставшийся в сокровищнице ордена после смерти бальи Черногории. Контакты налаживались - в январе 1688 король через посла обратился с просьбой принять в орден нескольких английских и ирландских дворян; орден пока что занял выжидательную позицию, надеясь на прогресс в переговорах. Но прогресса не вышло, потому что в том же 1688 году Яков II лишился престола и был вынужден бежать сначала в Ирландию, а потом во Францию, к двоюродному брату Людовику XIV.
В феврале 1689, уже в статусе изгнанника, Яков II попросил сделать Генри Стюарта Фицджеймса Великим Приором Англии. Эта просьба была удовлетворена, и «Английский Язык» получил первого в своей истории приора королевской крови. Впрочем, Генри оставался в приорах недолго - в 1700 он женился на французской дворянке, в 1701 подал в отставку со своего орденского поста, а в 1702 умер.
Принц Чарльз Эдвард Стюарт ("Молодой претендент"). Студия Антонио Давида, 1729.
После него приорами «Английского Языка» побывали последовательно двое итальянских рыцарей ордена - Бовио и Ферретти. Тем временем сын Якова II от Марии Моденской Джеймс Фрэнсис Стюарт, так называемый «Старый претендент», которого Людовик XIV и римский папа признали законным монархом, стал добиваться, чтобы на эту должность назначили англичанина. Орден в конце концов согласился, Франческо Марию Ферретти перевели с должности Приора Англии на должность бальи Кремоны, и в 1728 приором «Английского Языка» стал Николас Джеральдин (1693-1733) - мальтийский рыцарь из знатной франко-ирландской семьи, который с 1726 был одним из воспитателей юного Чарльза Эдуарда Стюарта («Молодого претендента») и обучал его верховой езде. Впрочем, Джеральдина назначили приором с примечанием, что вплоть до восстановления «Английского Языка» в Англии он останется почетным приором и почетным кавалером Большого креста и будет по статусу ниже остальных членов капитула.
Николас Джеральдин был принят в Мальтийский орден еще в 1715, а в 1727 по ходатайству Старого претендента стал командором ордена и получил Большой крест. Теперь нужно было ехать на Мальту приносить присягу в качестве приора, но чтобы не оставлять службу при юном наследнике династии Стюартов, было получено специальное разрешение от папы римского на принесение присяги в Италии. Николас Джеральдин оставался Великим Приором «Английского Языка» до своей смерти в 1733.
В испанской ветви Фицджеймсов проблем с поступлением в Мальтийский ордер не было - двое младших внуков Джеймса Стюарта Фицджеймса были приняты в орден еще несовершеннолетними как принадлежащие к «Языку Кастилии и Леона».
Педро де Алькантара Фицджеймс Стюарт Колон де Португаль (1720-1791) был принят в орден в 1733 и на следующий год по ходатайству Старого претендента стал Великим Приором «Английского Языка» вместо умершего Николаса Джеральдина.
Педро Фицджеймс Стюарт (1720-1789), командующий испанским королевским флотом.
Этот потомок Христофора Колумба хотел стать моряком и стал. В 1736 он добился перевода на флот из кавалерии, где начинал службу, и поступил в школу гардемаринов в Кадисе. Еще через год он получил чин флотского лейтенанта, а в 1740 был уже капитаном фрегата. В 1751 он стал капитаном эскадры, а в 1789, в завершение многолетней службы, получил звание генерал-капитана королевского военного флота.
В 1749 Педро женился на вдове Марии-Бените де Росас и Драммонд де Мельфор - ее отец был испанским герцогом, а мать, тоже из семьи якобитов-эмигрантов - придворной дамой испанской королевы. Старший брат Хакобо-Франсиско, унаследовавший герцогские титулы Бервик и Лириа-и-Херика, как сообщается, был очень недоволен этим поступком. Видимо, семья рассчитывала, что мальтийский кавалер так и останется неженатым дядюшкой и на долю в наследстве претендовать не будет. Несколько лет братья были в ссоре, но потом все-таки помирились, и в 1764 герцог даже выделил брату-моряку один из своих менее значимых титулов, так что Педро стал маркизом де Сан-Леонардо. У него была одна дочь 1753 года рождения, о судьбе которой ничего не известно.
Антонио Вентура Фицджеймс Стюарт Колон де Португаль (1724-?) был определен в орден в 1725 практически с колыбели; видимо, он даже успел стать рыцарем. Когда его брат Педро женился, Антонио Вентура сменил его на посту приора. Но в 1755 и этот мальтийский кавалер решил отказаться от духовной карьеры и тоже женился. Он при этом утратил свой статус «рыцаря по справедливости», оставшись, впрочем, «рыцарем по чести и благочестию». О том, как отнеслись к его женитьбе родственники, не сообщается, но титулов ему никаких не досталось. У него был один сын Мариано Хакобо Фицджеймс-Стюарт и Гахигаль, родившийся в 1765.
После Антонио Вентуры Фицджеймса пост Великого Приора Англии опять достался итальянцу, который и оставался приором вплоть до реорганизации и создания нового «Англо-Баварского Языка».
Во Франции тамошние Фицджеймсы тоже не имели проблем с поступлением в Мальтийский орден. Младших сыновей определяли в мальтийские кавалеры «с колыбели», тем более что Фицджеймсы вошли в верхушку французской аристократии, и родословные со всех сторон были самые внушительные. Эдуард-Анри де Фиц-Джеймс (1750-1823) был принят в орден в 1752. Его племянник Эдуард де Фиц-Джеймс (1776-1838), второй сын в семье, последовал было по его стопам - его приняли в орден в 1777 - но очень скоро обстоятельства изменились, старший брат умер, Эдуард стал наследником и ни о какой Мальте речи больше не шло.
Портрет Эдуарда де Фиц-Джеймса. Гравюра Ж.Э. Панье с миниатюры Э.З. Лизинской де Мирбель.
Этот Эдуард де Фиц-Джеймс женился в 1797 на Бетси, сводной сестре маркизы де Ла Тур дю Пен (дочери ее мачехи от первого брака), так что они были хорошо знакомы. Маркиза пишет о нем в мемуарах, но, разумеется, нигде не называет его «шевалье».
Mifsud A Knights Hospitallers Of The Venerable Tongue Of England In Malta 1914 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Mifsud A Knights Hospitallers Of The Venerable Tongue Of England In Malta 1914
archive.org
Tables genealogiques des maisons souveraines de l'Europe
books.google.ru
The Maple Leaf and the White Cross
As a foundation of the Order of St. John, St. John Ambulance has been providing first aid training programs in Canada for the past 125 years. From the sweatshops of the Victorian era and military hospitals of the First World War to a modern-day volunteer organization devoted to the service of
books.google.ru
The Stuarts in Italy, 1719-1766
For nearly half of the eighteenth century, the exiled Stuart court provided an important British presence in Rome. It acted as a surrogate embassy for the many Grand Tourists passing through the city - Hanoverian Whigs as well as Tories and Jacobites - and as a significant social and cultural
books.google.ru
Family tree of Nicolas II
Discover the family history of Nicolas II
gw.geneanet.org
www.anticabibliotecarossanese.it
Nobleza Española. Grandezas Inmemoriales 2ª edición
El criterio establecido, en la que formalmente es la 1ª edición de este libro, sigue la tradicional corriente, defendida entre otros por Francisco Fernández de Béthencourt, que opinó que la Grandeza de España se ideó en el acto de reconocimiento de Carlos de Habsburgo y Trastámara, I de Castilla
books.google.ru
CAPITANES GENERALES DE LA ARMADA ESPAÑOLA (III) PEDRO FITZ-JAMES STUART COLÓN DE PORTUGAL
Semblanzas militares
ancienhistories.blogspot.com
Person Page
Genealogy Royal Noble Peer Duke Count Lord Baron Baronet Sir Peer Database Family Tree Europe Nobility Knight Peerage Marquess Earl
www.thepeerage.com
Герцог Лириа-и-Херика. Донесение о Московии в
1731 г. Предисловие.
vostlit.narod.ru