ум и ранняя травма - говорящая Голова

Feb 24, 2012 05:40

Оригинал взят у transurfer в ум и ранняя травма - говорящая Голова
У Калшеда:

Д.В. Винникотт предположил, что в том случае, когда мать неадекватно заботится о своем ребенке, разум (mind) при иных, благоприятных, условиях интегрированный с психосоматическими переживаниями, становится "вещью в себе" ( Winnicott, 1949: 246). Это приводит к тому, что "разум", сформировавшийся преждевременно, узурпирует функции внешней среды (enviromental functions). В итоге образуется патологическая структура "разум-психика" или "разум-объект". Эти патологические структуры (см. Corrigan&Gordon, 1995) "разум-психика" или "разум-объект" эквивалентны нашей системе самосохранения. Разум не используется для того, чтобы придать смысл новым ощущениям и переживаниям, наоборот, разум навязывает в новой ситуации тот смысл, который он образовал в исходной травматической ситуации. Как мы уже видели, это обычно эквивалентно осуждению ( condemnation) внутреннего детского "я" тираническим Защитником/Преследователем.
Вот оно, вот оно. Уже недели две пытаюсь сформулировать мысль, но все никак не получается.

С одной стороны, голова становится главным ресурсом травмированного человека. Он вообще весь переезжает в голову. Голова у него развивается очень, очень быстро, с опережением всего остального. Часто это не просто умные люди становятся, это умнейшие люди, способные решать сложные умственные задачи (ученые, например).

С другой стороны, он не живет (не соприкасается с реальностью, не переживает ее чувственно и физически), он думает о жизни. Он не чувствует, он интеллектуализирует чувства. Он не взаимодействует с собой, оно анализирует себя. Контакта с телом у него почти нет, и это вполне понятно - в теле хранится память о травме, а именно от этой памяти и надо в целях самосохранения дистанцироваться. Тоже самое с эмоциями и желаниями.

Голова у него такая большая-большая становится. А тело остается слаборазвитым, эмоциональное развитие тоже запаздывает сильно. Травмированная часть вообще живет в таком пузырьке, в сонном состоянии, плавая в своих грезах и фантазиях, и мало что зная о реальном мире.

Но эт еще не самое страшное. Эта большая, умная, талантливейшая голова - совершенно бесполезный предмет в плане исцеления, потому что голова целиком и полностью занята обслуживанием пост-травматичесокй ситуции и сохранением статус кво: чтобы не дай божи ничего не менялось и оставалось как есть. Классическая фраза такого человека "Я не пойду на психотерапию. Я о ней все прочитал и знаю, что на мне вряд ли поможет". И не переубедишь ведь. Голова все знает. К сожалению, голова знает только то и обрабатывает это только так, чтобы ничего в системе не менялось. В этом плане она предмет не только бесполезный, а создающий массу препятствий.

В этом плане на терапии труднее всего тем, у кого психологическое образование, и кто начитался слишком много книжек по психологии. Голова это все пустит в ход как оружие, защищая систему от любых изменений. Я, например, ничегошеньки не знала о психодинамике, и слава будде - я просто примеривала ее положения, скорее даже из простого любопытства и интереса, и вещи начали сдвигаться с мертвой точки. Разбирайся я в ней хорошенько, первый год был бы потрачен на споры Головы с терапевтом по поводу нюансов подхода.

Собственно, поэтому и телесная терапия настолько эффективна. Тело - это то, что контактирует с реальностью, с помощью восстановления связи головы с телом и с помощью взаимодействия тела с жизнью, переживания в теле эмоций и впечатлений, можно постепенно в эту реальность прибыть. По ощущениям поже на высадку инопланетянина в первый раз на Земле. Из мира грез и фантазий человек принимает решение высадиться, наконец, на планете Земля и остаться тут жить. Решение крайне непростое: из стерильного, сказачного мира грез на не особо стерильную и местами унылую реальность. Это отказ, от прекрасного, которого нет и которое совершенно не кормит, в пользу неоднозначного, не всегда прекрасного, но того, что существует в реальности и может накормить.

Итого. Голова - это часто самый большой из имеющихся ресурсов травматика. Голова стала такой большой и умелой как раз в результате травмы. Одновременно с этим, голова как самый большой ресурс, занята обслуживанием травмы и всячески будет препятствовать исцелению.

Чтение книжек из серии помоги себе сам и даже чтение корифеев от психотерапии самостоятельно излечиться не поможет. Понимание истоков своей травмы с детальным воспроизведением ее событий в памяти - не поможет. Тем более, чем раньше травма случилась, тем меньше ее следов в умственой памяти (оно все в теле сброшено). Но может сделать значительно хуже - раскачивание системы таким вот бесшабашным образом заставит защитные механизмы утроить свои усилия. Если кто-то вам, травматику, будет говорить, что для избавления от страхов надо сознательно делать то, что страшно и не сцать (лечить водобоязнь прыжками в воду с моста) бейте его молча с ноги на поражение.

Опять из Калшеда:

Человек, страдающий от последствий психической травмы, может иметь блестящий "ум". Он может быть весьма одаренным или эффективным в интеллектуальной деятельности (даром что обычно такие люди скорее чувствуют себя в своей тарелке в тех видах деятельности, которые требуют абстрактного мышления, или в тех, которые ограничены областью утонченной эстетики, но не в том, что требует личностной вовлеченности). Точно так же такие люди могут иметь здоровое тело. Они могут принимать участие в экстремальных видах спорта, демонстрировать незаурядные физические навыки и чудеса выносливости: участвовать в марафоне, в десятиборье, заниматься бодибилдингом и так далее. Однако при внимательном рассмотрении мы увидим, что в телесных переживаниях этих людей нечто отсутствует, и этот недостающий компонент в первом приближении может быть описан как личностный дух, ощущение жизненности, интимности, уязвимости. Эта утрата вызывает компульсивное чувство неудовлетворенности, заставляет человека пускаться на поиски все более интенсивной стимуляции. На самом деле эти люди ищут психику, или душу - место, где разум и тело могут встретиться и двое могут полюбить друг друга. Истинное рождение личностного духа может состояться, если человек выдержит это напряжение, но первым делом необходимо найти свою психику, или душу. Исходя из этих соображений, мы говорим о психопатологии или о психотерапии.



Previous post Next post
Up