Stand your ground
В двадцать первом веке, пока люди собирались начать летать в космос, космос сам прилетел к ним. Космические варвары разрушили Луну, разразилась война, в которой Земля была потеряна. Спустя шестьдесят лет земная поверхность - безбрежная пустыня, испещрённая радиоактивными зонами. Человечество ушло, и только исполинские башни качают из Земли воду, чтобы обеспечить нужды перебравшихся в космос людей. Джек - техник, ремонтирующий дронов, которые охраняют эти башни. Он живёт с аккуратной и строгой Викторией - координатором его полётов - на вышке на три метра над небом. Через две недели их смена закончится, можно будет покинуть Землю. Но ему снятся странные сны про город, где он никогда не был, и девушку, которую он никогда не видел. Джек не хочет улетать, его тянет вниз: что-то изнутри твердит ему, что главное - на Земле.
"Обливион" (многомерное название; означает "забытое" и, одновременно, человека, который это забыл) - восьмистраничный сюжет Джо Косински, из которого он вылепил комикс, а затем решил снять по нему кино (комикс в итоге положили на полку до выхода фильма). Окончательный сценарий писал Майкл Арндт - человек, который сочиняет новую трилогию "Звёздных войн" (что заставляет предвкушать новую великую трилогию). Фильм позиционируют как динамичную научную фантастику, кино-апокалипсис, бюджет 200 миллионов, в главной роли Том Круз. На самом деле это невозможно красивая и монументальная современная "греческая трагедия".
Это кино с долгим послевкусием - грохочущее компьютерными эффектами, полное механических звуков и всё же с невыразимой нотой ностальгического камертона. Непредсказуемое, довольно загромождённое, поначалу кажущееся энциклопедией всевозможных шаблонов в футуристически-апокалипсическом антураже. Но потом, когда вы им проникнитесь и уловите суть, "Обливион" накроет с головой, вызывая желание немедленно пересмотреть.
Пейзажи разнесенной вдребезги Луны, смытой катаклизмами Земли и ржавеющих останков человеческой культуры навевают грусть и наводят на философскую ноту. Небесная вышка, на которой живут герои, её зеркальные интерьеры и бесподобное небо, играющее бурей красок, вызывают восторженное восхищение. Гипнотичная музыка группы "М83" придаёт этим картинам объема и страсти - словно сам оказываешься там, среди ржавеющих остовов кораблей и посреди облаков.
Техническая часть фильма безупречна. Новейшие фантастические машины и механизмы завораживают дизайном, но особенно удалась их физика. Все эти шарообразные конструкции движутся и шумят так естественно-безупречно, а повреждённые, совершают такие натуральные рывки и зигзаги, что заставляют полностью поверить в их существование.
Содержание отсылает к колыбели западной цивилизации - древнегреческим мифам и страстям. Троянская война окончена, мы победили и пора домой, но пространство растянуто и держит. Джек силится что-то вспомнить - то, что он оставил на Земле; ищет себя среди этих руин, заваленных песком, слушает виниловые пластинки в техногенную эру. Он смелый парень: лезет в опасный "колодец" за подбитым дроном, отправляется к рухнувшему кораблю, нарушая приказ. Он - Одиссей, который возвращается, до поры не ведая, к чему.
И пока Пенелопа ждёт его среди облаков и твердит "ты мой", ну или "в раю без изменений", он встречает Навсикаю. На Ольгу Курыленко почему-то все нападают за якобы плохую игру. Глупцы! Она богиня, и играла двойственный образ живой и в то же время потусторонней девушки-мечты, в отличие от "земной" и материальной Андреа Райзборо. Юлия, перснаж Курыленко, растревоживает Джека сбывшимися снами.
Его возвращение начинается с находки - книги стихов Горация в погребённой нью-йоркской публичной библиотеке. Аллюзия с Древним Римом здесь очень неспроста. Было (и в фильме упоминается) два Горация - поэт по фамилии Флакк, сражавшийся за Республику и её утративший, и герой по кличке Коклес, оборонявший мост на пути в Рим от войска этрусков, пока его не разрушили у него за спиной. Поэт в стихах указывает, что надо делать, герой своим подвигом - как. Но прежде для Джека-Одиссея всё перевернётся: он верил, что сражается против варваров за "кости пращуров своих и храм своих богов", но сам оказался варваром.
"Обливион" - фильм о возвращении к себе из закольцованной одиссеи. Но возвращение здесь означает не застёгнутую на все пуговицы Пенелопу на небесной вышке и не найденную в хрустальном скафандре Навсикаю. Это возвращение к основам, к ценностям, которые тебя определяют, к своей земле, на которую опираешься, отправляясь на бой с собой. Эпос, рождённый "Обливионом" - о главном в себе самом и о том, что настоящим героем может стать лишь тот, кто уничтожит своих богов.
Listen or
download A Whiter Shade Of Pale for free on
Prostopleer