Ехали в поезде с коллегой, который занимается маркетингом/брендингом городов (продвижением города, поиском им своего "лица"). Интересный получился разговор: он мне рассказал про идею, которая меня поразила. Запишу здесь, чтобы не забыть.
Речь вот о чем. Поскольку сейчас главным источником развития экономики стало не производство, а люди, сама экономика потеряла своё первостепенное значение для городского развития. Один наш общий коллега даже придумал для нового "строя" специальный термин - постэкономическая эпоха - в которой главным для человека становятся не деньги, а что-то непонятное (мы люди, которые "желают странного", как у Стругацких).
Для роста и развития городов в таких условиях им требуется уже не просто развитие бизнеса, рынков и всего такого - им требуется особая прослойка людей: таких вот "желающих странного" городских сумасшедших (будем называть их 'артистами'). Именно они теперь двигают мир.
Для "выращивания" и привлечения артистов города должны обладать специальной средой, в которой артисты чувствуют себя комфортно (ну, где их любят и дают им деньги))
Эта среда отвечает критериям, к которым мой коллега относит:
- толерантность (приятие самых разных способов самовыражения - то бишь вообще любых, не вредящих другим.. от хип-хопа и граффити до гей-парадов)
- наличие множества "путей" для самореализации - чем больше, тем лучше. артисты должны иметь возможность реализоваться в _любом_ выбранном ими направлении: от физики ядерного синтеза до музицирования на ложках
- возможность быстро получать свежую информацию в больших объемах, информационный "белый шум" - где все знают или легко могут узнать всё обо всём
- поощрение "сверху" "низовых" самообразований - то есть какие бы сообщества и объединения в этой среде ни образовывались, город должен поддерживать их, выдвигать, ценить.
В начале нулевых Ричард Флорида написал книжку про креативный класс, в которой написал примерно об этом. Что "креативщики" (те же артисты)... в общем, за ними будущее.
Собираюсь прочитать книжку Флориды в самое ближайшее время.
Но для меня тут возникают некоторые пересечения с темой тайм-менеджмента, которые порождают интересные вопросы и следствия.
Во-первых, творческие люди (артисты, креативщики), к которым мы все себя c присущей нам дерзостью относим - натуры преимущественно иррациональные. Они (мы), как выразился мой коллега, «с точки зрения тайм-менеджмента - сумасшедшие»: часто делают не то, что нужно делать, а то, что в данный момент хочется - осознавая последствия, но забивая на них. Так применим ли тайм-менеджмент в принципе для творческих натур - или применимы лишь какие-то отдельные элементы?
Второе, что меня тревожит, будет даже посерьёзней.
Мы все хрононенавистники, пытаемся как-то замедлить убегающую от нас жизнь (говорят: это не время проходит, это мы проходим=)). Жить медленно, настоящим - мечта каждого второго, захваченного ритмом мегаполиса.
Первое «НО»: есть версия, что тайм-менеджмент ускоряет бег времени. Не факт, но нужно проверить.
Второе «НО»: может быть, необходимость для «креативщика», артиста находиться в бурном информационном потоке, делает для него невозможной в принципе «медленную, размеренную жизнь». То есть артисту, «замедлившему» свою жизнь до скорости дряхлой «полуторки», в ней может сразу же стать очень плохо и неуютно.
Флорида ведь ясно написал: среда креативщиков - информационный «белый шум». В глухую деревню переехать не получится: либо вы там умрете, дорогие мои творческие, либо креативщики в вас.
Информационный «белый шум» - он ведь такой. Раньше считали, что время ускоряется по мере того, как детство проходит, а теперь стало ясно, что чем больше информации вокруг, чем она доступнее, тем быстрее бежит жизнь - горным ручьем. И детство тут совершенно ни при чем.
N.B.: под потоком информации имеется в виду, естественно, не голый интернет - а плотные связи, в сети которых ты заключен. То есть твои источники информации - не френдента и новости на мэйл.ру, не соседский дед на завалинке и не отец шестерых детей в захолустном городке, а многочисленные коллеги, друзья, знакомые, с которыми в течение дня говоришь, и новости, которые касаются непосредственно тебя и твоей жизни и т.д. и т.п.