Совершенно случайно обнаружил на «Памяти народа» вот такое донесение 14-й гв.стрелковой дивизии:
ЦАМО, Ф. 1076, Оп. 1, Д. 13, Л. 12 - сайт "Память народа"
Выяснить, кого сбили наши пехотинцы, оказалось несколько сложновато, если бы под рукой не было справочника Вальтера Вайсса. Дело в том, что, по неизвестной мне причине, ноябрьские данные по потерям 4-го Воздушного флота попали в «кирпичи» ГКЛ с большим опозданием. И это не единичные машины, которые могут «затеряться» и на год.
Но, так или иначе, выяснилось, что 13 ноября в квадрате 2055 был потерян «хейнкель-111» из 8-го отряда 27-й бомбардировочной эскадры «Бёльке» (зав. номер 7848, бортовой 1G+NP). Вместе с машиной пропали без вести пилот унтер-офицер К. Циларш, штурман Г.Альтфатер, борт-стрелок фельдфебель А.Майер, борт-механик унтер-офицер Х.Якш и борт-радист обер-ефрейтор Э.Энгвихт [Военный архив ФРГ RL 2 III/1184 S. 73]
В.Вайсс дополняет данные документа, сообщая, что румынские войска видели как самолет упал на советской территории примерно в 20 км к северо-западу от Клетской.
Если Вы заметили, я не привел звание штурмана. С ним какие-то непонятные непонятки. Согласно сводке ГКЛ он унтер-офицер. Согласно книге Вайсса - целый майор. Причем, это не может быть опиской, так как Вайсс трижды упоминает в тексте о его майорском звании. Впрочем, у автора монографии об эскадре «Бёльке» встречаются, иногда, совершенно необъяснимые ошибки.
В ходе дальнейшего просмотра документов на «Памяти народа» выяснилось, что это не первый «хейнкель» из 27-й эскадры, который пехота 14-й гв. сд приземлила над Серафимовичским плацдармом. Следующий эпизод относится к 1 сентября 1942 г., во время контратак противника, пытавшегося сбросить наши войска с южного берега Дона. Вот очередное донесение о сбитом самолете.
ЦАМО, Ф. 1076, Оп. 1, Д. 12, Л. 37
В данном случае никаких загадок нет. «Хейнкель-111» (зав. 7396, борт. 1G+HK) из 2-го отряда 27-й эскадры потерян в районе «Ibuschensky», в котором без труда можно угадать расположенный на плацдарме Избушенский. Экипаж в составе пилота фельдфебеля Х.Герике, штурмана обер-лейтенанта Ф.Дайге, борт-радиста унтер-офицера Б.Твиклера, борт-механика унтер-офицера Х.Зандфукса, борт-стрелка Ф.Гончорека пропал без вести. Кто из них попал в плен, пока не известно.
По данным В.Вайсса, покидание вынужденно севшего бомбардировщика экипажем наблюдал экипаж другой машины с бортовым номером 1G+QK. Немцы пытались выручить камрадов, но встреченные плотным огнем с земли (был ранен борт-стрелок), от посадки рядом со сбитой машиной отказались.
Вот, кстати, схема плацдарма, где происходили описанные в статье события: