Любимец всех маленьких читателей, автор множества ярких и забавных книг,
Эрик Карле ( Eric Carle) выклеивает свои иллюстрации-коллажи из цветной папиросной бумаги, которую сам красит.
Карле родился в немецкой семье в Америке в 1929 г, но мать его перед второй мировой так начала скучать по родине, что семья вынуждена была переехать домой. Они много раз пожалели о своем решении, потому что попали на все трагическое и тяжелое время нацистского режима.
После свободной и любимой школы в Америке, маленький Эрик попал в немецкую очень строгую школу, где учителя считали своим долгом "сломать" непослушных и вольнодумных детей, превратить их в послушных и дисциплинированных юных граждан. Но мальчику повезло с учителем. Герр Краусс презирал нацистский режим и любил немецких экспрессионистов, которых официальные власти считали "дегенератами". Учитель помог понять юному Карле, что его призвание - это искусство. Бросив школу Эрик без экзаменов поступил в Штутгартскую Академию искусства и дизайна - так его портфолио поразило профессора Эрнста Шнайдлера.
Учили его на графического дизайнера и учили сурово. Среди упражнений, которые давал профессор Шнайдлер, одно было постоянное- все четыре года учебы. Все студенты красили свою собственную бумагу.
Брали две банки краски. Сначала закрашивали лист целиком красной. Потом добавляли в красный несколько капель желтого - и снова красили лист. Дальше больше желтого - и снова закрашивали. И так пока на доходили почти до чистого желтого. Пар таких было много, и бумаги получалось много. Затем студенты должны были разрезать или разорвать бумагу на куски и выложить абстрактную композицию, решающую пространство белого листа. Композиции не приклеивались - просто помещались между картоном и листом стекла для показа профессору. Профессор был очень проницательным в определении основных талантов и способностей своих учеников, и когда находил эти главные таланты, заставлял студента развивать их, не мучая тем, что у него не получалось. Так Карле обнаружил, что не силен в проведении тонких линий и выписывании мелких фигур. "Твое дело - смелые крупные решения - сказал ему профессор, - брось все другое, слава богу каллиграфов у нас хватает, обойдемся без еще одного спокойно".
Закончив учебу и наработав себе внушительное портфолио, Карле вернулся в Америку. Там он сразу нашел работу графического дизайнера в рекламном агентстве и с успехом делал карьеру. Пока однажды не понял, что и агентство, и интриги, и клиенты ему смертельно надоели, и хочет он вернуться к картинкам, к образам. Тут и случился его дебют в детской книге - вместе с автором (Bill Martin Jr.) он сделал книгу
Brown Bear, Brown Bear, What Do You See? Книга сразу имела успех среди детей.
Первый вариант он сделал из цветной папиросной бумаги. Но затем он обнаружил, что окрашенная папиросная бумага очень нестойкая и легко выцветает на свету. И Карле начал красить свою бумагу. Несомненно, задания в студенчестве пришли ему на память - и он решал книжные страницы, как задания на композицию - коллажи из цветной бумаги, организующие плоскость листа.
С тех пор он совершенствует свою технику и пишет истории уже сам.
Для работы он использует обычную папиросную бумагу из бумажных или художественных магазинов (Tissue paper), белого цвета, и красит ее акрилом. Иногда использует масло или чернила. Техника его проста - лист кладется на гладкую поверхность, акрил разводится водой - и весь лист покрывается одном цветом. Следы от кисти остаются видны и создают основу фактуры. Покрашенные листы аккуратно отделяются от рабочей поверхности и сушатся, разложенные на газетах. Высушенные снова попадают на стол, берется краска другого, часто контрастного цвета - и на лист наносится новый слой - грубой кистью, пятнами, штрихами, губкой, отпечатками фактур. (
слайд-шоу процесса на сайте Карле)
Подготовленные листы складываются по цветам, в отдельные ящики. Когда наступает время работать над новым проектом, Карле запускает руку в ящик нужного цвета и вытягивает первый попавшийся лист. Он не любит "выбирать" и большой сторонник теории случайности. Говорит, что обычно ему попадается совершенно подходящий и красивый лист.
Работы его вовсе не приглушены и скромны по цвету - наоборот, он любит яркие цвета и смелые контрасты.
Иллюстрация сначала придумывается и прорисовывается в контуре, затем контур переводится на прозрачный рабочий лист кальки. Этот лист накладывается на выбранный кусок цветной бумаги, поскольку он прозрачный, сквозь него видно фактуру и можно двигать и выбирать нужное место. Затем ножом вырезается деталь сквозь оба листа. Так вырезаются и наклеиваются все детали рисунка. Каждый элемент намазывается тонким слоем клея ( Карле предпочитает клей для обоев) и приклеивается на нужное место на плотном белом листе . Верхний лист кальки с рисунком служит заодно и "трафаретом", прикладывая который к листу с иллюстрацией, можно определить место, куда наклеивается каждая деталь. Это делает ненужным обрисовывание контуров деталей как на цветной бумаге, так и на листе с окончательной иллюстрацией. (
слайд-шоу процесса на сайте Карле - на примере голодной гусеницы.)
Посмотрим на иллюстрации теперь.
Книга про цвета - "Привет, красная Лисица".
Hello, Red Fox Это книга про дополнительные цвета, поэтому Красная Лисица зеленого цвета.
А это - оранжевый кот:) Из разных кобальтово-синих кусков.
Книга " А у кенгуру тоже есть мама?"
Does a Kangaroo Have a Mother, Too? Яркие, как во всех книгах у Карле, форзацы.
Заголовки и имена всех животных в этой книге тоже вырезаны из цветной бумаги.
Обычное для Карле решение - простой и яркий фон, динамичная фигура животного, собранная из кусков размашисто покрашенной бумаги.
Деталь крупнее. То, что папиросная бумага тонкая и слегка прозрачная, заставляет краски сиять, когда она положена на белый фон. Иногда Карле вырезает в фоне дырки под верхнюю фигуру, но в данном случае оранжевые куски для кенгуру наклеены поверх зеленого фона и видно, как он слегка просвечивает.
Страница со львицей и маленькими львятами. Вот здесь как раз место под фигуры львов вырезалось из фона.
Деталь крупно. Если приглядеться, видно, что детали в основном лежат на белом фоне, но видны такими призрачными контурами там, где попали на окрашенный фон. Для шкур львов он видимо намазал бумагу чем-то водоотталкивающим, а потом красил жидкой краской. Краска собиралась в капельки и высохла красивой фактурой. На бумаге фона видно, что положив густую более темную краску поверх оранжевой Карле каким-то инструментом ( возможно просто ручкой кисти) провел поверх бурные зигзаги, пока краска не высохла.
Страница с жирафами. Несмотря на обобщенные формы, животные у Карле вовсе не примитивные, упрощенные фигурки - у них очень выразительные и характерные движения и очертания. Недаром шкаф над полками с бумагой заполнен у него разнообразными зоологическими книгами и альбомами.
Деталь жирафов крупнее. Кусочки бумаги с разной фактурой наклеены пятнами на шкурах. Иногда Карле фон не наклеивает, а рисует прямо на бумаге. В этой иллюстрации именно тот случай.
Лисица с лисятами в норе. Карле подбирает такое место для куска аппликации на листе, чтобы там было подобие тени в нужном ему месте. Фоновая бумага очень смело и ярко покрашена.
Деталь. Лисенок в норе из бумаги ярких красных, оранжевых и розовых оттенков.
Овечки. В этой бумаге Карле и размазывал краску, и брызгал, и дела отпечатки чем-то фактурным.
Это уже из другой книги - сборника стихотворений о животных. Страница с морскими существами. Фон сделан свободными прозрачными мазками и до и после приклейки фигур, создавая ощущение прозрачной воды.
Крупно кусок осьминога. Светлые передние щупальца - и более темные на заднем плане. Маленькие кусочки контрастного цвета изображают присоски. У Карле изумительное чувство цвета.
Слон из кусков серо-черной бумаги, которая поверх еще дополнительно покрашена белыми линиями и штрихами.
Крупная деталь. у меня впечатление, что пока краска была еще сырая, к листу приложили что-то гладкое, вроде куска стекла и линии расплющились, стали напоминать рисунок мелом.
Петух на весь разворот. Небо ( в данном случае закатное) изображено кусками не закрашенной, а забрызганной белой папиросной бумаги. Процарапанность на краске хорошо изображает перья.
Видно, что каждое перо на шее - отдельный кусок бумаги.
одна из самых знаменитых и любимых книг Карле - "Очень голодная гусеница".
Very Hungry Caterpillar У нее яркие форзацы из кусков цветной бумаги, продырявленной кружочками, будто проеденной гусеницей.
Про то, как придуманы книги у Карле, нужно писать отдельный пост - книги у него поразительные в этом плане. Под огромным солнцем маленькая голодная гусеница прокладывает свой путь через одно яблоко, две груши, три сливы, четыре клубники и так далее.
Это одна из первых его книг, решения в ней ошеломительно простые.
Вот так обожравшаяся гусеница превращается в куколку:
Деталь гусеницы.
Деталь кокона. Если бы Карле специально красил каждый кусок под место, у него не было бы такой смелости, а когда покраска идет свободно и стихийно, а потом подбираются как в мозаике нужные куски - получается очень выразительно и с необычными текстурами.
Книга "Мистер Морской Конек"
Mister Seahorse Миссис Морской Конек откладывает яйца с набрюшную сумку Конька-папаши. Тут бумага под коньков заливалась сразу всеми этими красивыми пятнами и переходами и фигуры вырезались целиком.
Деталь крупно с другой страницы. Карле приблизительно соблюдал порядок цветов для Морского конька на каждой странице.
"С головы до пят" - книга про части тела и движения.
From Head to Toe Big Book "Я горилла и могу бить себя в грудь." Животных реалистично рисовать можно в довольно ограниченной гамме - коричневых да серых. Но Карле это никогда не останавливало. У его животных насыщенные глубокие цвета, прекрасно сгармонированные. И мальчик какой выразительный.
Крупнее - процарапывание открывает нижний, более светлый слой краски и создает фактуру шерсти.
А тут девочка подражает кошке - выгибает спину. Краски просто сияют.
Мы смотрели иллюстрации из вручную расписанной папиросной бумаги художника Эрика Карле.
Сайт иллюстратора -
http://www.eric-carle.com/Множество других книг Эрика Карле на амазоне. Другие книги в
разделе "Иллюстраторские техники". Пост про изумительные иллюстрации, вырезанные из цветной бумаги, David Wisniewski.