Один из самых полезных списков, который я завела - это " Список мест хранения всего". Ну да, ну да, без моего омнизма тут не обошлось, и слово "все" фигурирует. Естественно, что все описать мне пока не удалось, но то, что уже попало, радует.
В хранении важны несколько принципов.
Первое. Лучше хранить навалом, но в одном, отведенном под это месте, чем разобрано, но в тысяче разных мест. Чем меньше мест хранения, тем больше вероятность, что вы быстро найдете нужное. И что будете возвращать на место относящиеся к теме вещи. Легче бросить в одну коробку с нужной темой, чем ходить и прикладывать голову, к какому разделу это относится. Дэвид Аллен, автор книги
Getting Things Done вообще говорит, что на подразделы "кучу" нужно разбирать только тогда, когда становится неудобно находить в ней нужное.
У нас был случай, когда при переезде грузчики сломали консоль от письменного стола. Можно было подать заявление с приложением документа на покупку и деньги бы вернули. Стол был куплен пару стран назад. Но я знала, что у меня есть коробка , в которой лежат ( навалом) финансовые документы этого периода - договоры на съем, накладные на покупки, счета от врачей. Ничего не разобрано, но порывшись, я там нашла и накладную на стол и его спецификацию. Деньги нам вернули.
Второе. Не нужно полагаться на память, на сообразительность и на ассоциативное мышление. Купите несколько упаковок пустых наклеек разного размера и подписывайте ВСЕ. Не могу вас рассказать, как это облегчило уже давно мою жизнь и жизнь моих друзей, которым я это активно советовала. Можете писать прямо на коробках, но наклейки удобнее - они выделяются на фоне, аккуратные и их можно заклеить поверх новыми. Писать нужно просто и внятно, что именно внутри лежит. Не просто "инструменты", "ткани", "одежда" - а конкретное - "ткани для кукол", "инструменты для ювелирки", "зимняя одежда".
Со временем я поняла, что удобнее делать три наклейки - на узкий бок, на длинный бок и на крышку. Тогда всегда можно поставить так, что будет видна этикетка.
Третье. Идеально хранить все там, где вы этим больше всего пользуетесь. Это у меня сейчас в процессе. Люди очень часто хранят вещи не там, где удобно, а там, где принято. Поездив по разным странам, я увидела, как различается это "принято". И оно диктует людям выбор места, а вовсе не логика и здравый смысл. А очень хорошо этот здравый смысл включать и распределять вещи и запасы по дому так, как вам удобнее. Не приличиям, не гостям, не родителям - а вашему стилю жизни. Запасы хранить рядом с местами, где их используют. Часто используемые вещи хранить в самом удобном месте, остальное - пропорционально нужности - все дальше и неудобнее.
Если вы вяжете или точите из дерева - подумайте о том, чтобы все хранить рядом - инструменты, запасы, книги и журналы, рабочее место стационарное и передвижное. Если вам для работы не нужно будет собирать все из тысячи мест, вы гораздо более охотно будете этим заниматься и получать большее удовольствие.
И теперь про непосредственно список хранения всего. У того же Аллена я подхватила идею алфавитного хранения всего. До этого я хранила по смыслу, собирала в кучки по темам, а темы расставляла по странным соображениям. Сейчас я многие списки храню в алфавитном порядке.
Сделать такой список очень просто. Заведите текстовый файл и до начала работы сделайте в нем список (с буллитами-шариками, а не цифрами). Заведите все буквы алфавита.
Дальше просто вписывайте в нужную букву начинающееся с нее описание. Следующее на эту же букву пишите с новой строки под этой или над этой. Вы же знаете, как пишутся алфавитные списки? Все слова на одну букву в одном месте, но выше или ниже - зависит от первой различающейся буквы. То есть "Игуаны" будут идти выше "Инструментов". Новый пункт в такой заранее подготовленный список внести будет очень просто.
Самое главное теперь - правильно называть эти пункты. Это отдельная большая тема. Но коротко она звучит так: люди называют свои вещи по одному, а ищут их совершенно по другим словам. В этом списке нужно будет думать, как человек, который ищет. Человек складывающий может написать пункт - "Пришедшие мне от родственников открытки" или "Новогодние, день рожденные и другие поздравления от родственников". Но человек ищущий не додумается до этих слов! Первое, что он будет искать - "открытки". Поэтому пишите те первые простые слова, которые вам бы пришли в голову при поиске. Самые простые. Даже если вы их забудете - вы придумаете всего два-три простых слова и посмотрите их по алфавиту.
Начинайте каждый пункт с главного слова, родового слова - чем именно является то, что вы храните. Инструменты, ткани, рамки, пленка, конверты, шнуры и веревки. А потом пишите уточнения. Инструменты общехозяйственные. Инструменты - дремель с насадками. Инструменты для лепки. Ткани для мишек. Ткани для платьев. Ткани - остатки для печворка. Открытки, пришедшие от жж юзеров. Открытки пустые для поздравлений. Открытки советские, коллекция.
После описания предмета хранения описывайте место. Не пишите - "в зеленой коробке" или " в шкафу". Прошу прощения у мужчин, но писать нужно так, чтобы было понятно бестолковому ( или прикидывающемуся(?) таким) мужчине. Чтобы он нашел в случае надобности. Уверяю вас, скоро и пишущий может забыть, какой шкаф он имел в виду. См. начало - не рассчитывайте на интеллект или догадки, пишите подробно. Комнату, место в комнате, конкретный предмет мебели, конкретное место в этом предмете. Типа - "Книги с фотографиями животных - низкий шкаф в конце коридора второго этажа, под окном, верхняя полка, слева". Если коробка - описывайте коробку - пластиковый ящик с крышкой, розовая коробка от конфет, зеленая плетеная корзинка.
Самое неприятное в бестолковом хозяйстве - это то, что вы точно знаете, что у вас есть нужная вещь, но в случае необходимости не можете ее найти. Вы рыщете по десятку мест, грязно или чисто ругаетесь, а потом вынуждены бываете купить это заново. Постепенно собранный такой список поможет вам в любой момент найти что-то, что вылетело из памяти. И даже просмотр его может быть приятным занятием - о! вон, оказывается, что у меня есть!!
Предыдущее про книгу GTD. Предыдущие посты про мои списки Предыдущие посты про организованность.