Продолжаем говорить про рисование с натуры.
Повторю любимую мысль - грамотно рисовать с натуры можно научить любого человека. Умение рисовать состоит из трех вещей, каждую из которых можно тренировать отдельно: 1) умения руки проводить линии, 2) знания законов - анатомии и перспективы и 3) умения видеть пропорции, формы, линии в реальности.
Про то, как тренировать руку проводить прямые и округлые линии
было тут. По анатомии и перспективе сейчас легко найти и книги (вот
увлекательная от Сары Симблет, например ), и онлайн-уроки и ютуб-видео. Есть у вас немного времени - почитайте, посмотрите - и тут же закрепите - увидьте это в реальности, замечайте, наблюдайте. Все равно что - точки схода в перспективе или как выглядит локтевой сустав.
А про третье - умение наблюдать и видеть - было как раз в последних постах в рубрике “рисование для начинающих”. В прошлый раз мы говорили об умении видеть направление линий рисунка, а дальше поговорим о формах и пропорциях.
Если человек очень хорошо рисует - он вот эти все вещи умеет видеть и оценивать очень быстро, почти не задумываясь. А начинающему задумываться нужно, нужно наблюдать, стараться увидеть, анализировать, чуть ли не вслух себе задачи проговаривать. Со временем это будет получаться все быстрее, все автоматичнее, уже можно будет успевать и замечать и рисовать в короткое время. А пока можно отмечать при рисовании, а можно делать "наброски без карандаша" - в голове, просто наблюдая и мысленно рисуя.
Возьмем опять того же панка с ирокезом и на его примере посмотрим уже не на направление линий, а на фигуры. Вот эти вот эти геометрические формы, которые вы видите на предметах - это не всегда реальные объемные формы. Это те помощники, которые облегчают вам рисование, дают опоры и подсказки, когда вы не знаете, за что хвататься и не уверены, что именно вы видите. Они дают вам подпорки, возможность проверки того, как вы передаете то, что перед вами.
Посмотрим на голову нашего панка. Видите - ее можно условно разбить на две части - треугольник лица и “шапочку” головы.
Если мы проведем линию от затылка до брови, станет видно, как лицо вписывается в треугольник. Передняя сторона будет более короткая, сторона вдоль шеи - более длинная, видите? Сторона вдоль лица идет вертикально - а под какими углами две других стороны? Если вы это увидите - то быстрее и увереннее перенесете эти линии на бумагу А в процессе можно очень быстро взглядывать - на натуру и на свой треугольник лица - похожи они? Учащихся рисованию учат не впериваться в одно место - ваш взгляд должен быстро-быстро перемещаться, сравнивая лицо у натурщика - лицо у вас.
Относительно центральной линии видно, какой “шапочкой” идет череп - она симметричная практически от этой линии вверх, не перекошенная в одну сторону, хорошо выпуклая. Быстро глядя туда и сюда, вы легко можете заметить - нарисовали ли вы в своем рисунке такую же “шапочку” или она у вас приплюснутая тюбетейка, а может длинный цилиндр?
Если вы посмотрите на верх ботинка, станет видно, что это практически стакан из Старбакса - чуть сужающимся цилиндром, с овалом верхней части. Опять вам подсказка - и формы его и пропорций - он стакан, а не длинная труба или короткая плошка.
А заметили, какой треугольник открытого тела проглядывает? Он очень равномерный - не узкий не широкий, но внешняя линия его - та, что по спине - все же длиннее линии пояса.
***
Переведем взгляд на бедро. Неопытные художники ноги и руки в одежде часто рисуют прямыми трубами. А вы замечайте, какая у ног и рук форма. Линии чаще всего выпуклые, не тупые-прямые. И если вы посмотрите на все бедро тут - до самого колена за рукой, вы увидите, что его форма (рисовальная! Не анатомическая!) напоминает упитанную морковку. Ее форма, ее пропорции опять же помогут вам поместить ногу в нужное место и сделать ее нужного размера.
А теперь посмотрим на жилетку. Вот ее бочок подкройной - похож на согнутую руку в рукаве. Опять вам подсказка - по толщине этой детали, сравнимой с толщиной руки, по ее пропорциям, по тому, как она согнута. И две других детали - вы можете быстро скользить глазами на натуру и свой рисунок, сравнивать их и понимать, попалили вы в правильные попрорции.
Треугольник (зеленый) у сгиба бедра - между поясом складками и низом - легко сравнить с треугольником обнаженной спины - по форме, по размеру, по общему впечатлению.
Наблюдать и рисовать можно не только части фигуры - но и негативное пространство - пропуски между частями фигуры, в которые мы видим фон. Если вы будете переключать время от времени на них внимание, они будут служить отличной проверкой, правильно ли вы нарисовали вещи на переднем плане. Вот тут обведено голубым негативное пространство между ногами. Видите, какая фигура вышла? Она начинается с вертикально стоящего треугольника - обе его стороны симметричны. Это поможет вам нарисовать как именно идет бедро и как голень - ровным симметричным скатом.
Ну и линия ирокеза - видите, что форма волос не произвольна, не случайна - она повторяет выпуклость головы, но один ее край шире другого. Неопытный художник начнет просто срисовывать космы, потому что он видит пики и провалы - и у него получился нечто кривое, случайное и дурацкое. Натренированный человек увидит эту округлую общую форму - она будет держать ему рисунок как контейнер. Он сначала наметит именно ее тонкими линиями, а уже внутри нее будет проводить линии деталей, уточнять. Тогда сколько бы он ни успел набросать линий отдельных косм - в наброске всегда останется общее впечатление ирокеза.
Ну или можно увидеть беличий хвост:) Он огибается вокруг горбатой спинки белки, а все волосы растут в одном направлении - вверх, к кончику хвоста.
Вот вам уже и проще нарисовать эти волосы, правда? Чем, если бы вы начали вырисовывать отдельные волосины, упустив из виду общую форму и общие закономерности - чертыхались, стирали, еще какие-то случайные штрихи делали, а все на его волосы бы не походило.
*****
Теперь про то, как части расположены относительно друг друга.
Приучите себя мысленно проводить вертикальные и горизонтальные линии от важных кусков, если смотрите на натуру. Если рисуете - можете проводить реальные линии, тонко и легко, они будут вашими направляющими и подсказками.
Оранжевые линии. Видите, где проходит вертикаль от самой выпуклой точки затылка? Через край седалища, чуть в сторону от ремня. А куда выходит вертикаль опущенная от точки сгиба бокового шва?
Розовые линии. Видите где пересекает спину горизонталь, проведенная от локтя? А теперь мысленно увидьте треугольник, который от этой линии идет вверх до подмышки - вот вам и подсказка, под каким углом идет рука между плечом и локтем. Вторая розовая линия идет вертикально от самой дальней точки кисти руки - куда она опускается? Примерно на середину ступни, в место сгиба между ступней и ногой.
Ну и зеленые линии. Проведя вертикаль от носа, мы видим, что она проходит дальше седалища. А вертикаль от локтя почти касается пятки и каблука.
Правильно располагая части фигуры относительно друг друга, мы получаем правильно переданную позу. Глаз видит верное расположение, узнаваемо верное, потому что сила тяжести заставляет части фигуры быть именно в таком балансе, вот так располагаться относительно друг друга. Если вы знаете законы равновесия (это элементарная физика школьная - вертикаль через центр тяжести должна проходить внутри площади опоры) - вы сможете быстро нарисовать фигуру правильную и с натуры и из головы. Она будет стоять устойчиво, если вам нужно, чтобы стояла. Или будет падать - но потому что вам нужно, чтобы она падала, а не то, что вы понятия не имеете, как ее поставить - поэтому она у вас летит с ног.
Ну и первоначальное фото на всякий случай.
Предыдущие части в
тэге art_for beginners