Лекция Джона Клиза про креативность

Sep 23, 2014 04:27


Мы давно с сестрицей придумали, и я с тех пор часто этим занимаюсь - чтение по референсам. Этот же процесс рекомендовал Клеон в своей первой книге. Читать про тех, кто упомянут в книге, которую вы читаете, читать про события оттуда, читать книги, которые читают герои или сам автор. Я таким же занялась по его второй книге Show Your Work!

Первая же цитата "Креативность это не талант. Это способ действия." отправила меня в поиск. ( В русском переводе это звучит как "образ жизни" - что кажется мне неверным. Потому что способ действия - это то, что можно приложить к задаче или времени, а "образ жизни" по мне ничем не отличается от "таланта" - Васечка у нас всегда такой)

Так вот, сказал это Джон Клиз  ( John Cleese) - я понятия не имела, кто это, и что конкретно он имел в виду. Но поиски привели меня к видеолекции, которой все восхищались - однако она была стерта правообладателями. И тут я нашла аудиозапись ее, и в процессе слушания поняла, что это один из актеров и авторов Монти Пайтона - блестящий, смешной и  высокого роста. Лекция была прекрасной, отточенной, театрально-выверенной, без эканья-меканья, без запинок и толчения в ступе.

Рассказывал он про креативность - ту самую, что является образом действия. Кто владеет английским послушайте сами, я в конце поста дала ссылку. А для остальных я частично перескажу.

Креативность предполагает свободу и игру, не вынужденность, не подгонку под задачу. Легче всего быть креативным на полной воле, когда любой хороший результат хорош и годится. У креативность бывает два варианта - закрытый и открытый способ. Открытый - открыт всему, игровой, безудержный. И все это пока не найдешь решение, идею. И тогда нужно перейти в закрытый способ - и начать выполнять идею. Не отвлекаться, не увлекаться новым, не разбрасываться, а сосредоточенно и в одном направлении  воплотить это в реальности. Потом посмотреть со стороны, отметить, что вышло, где промахи, что не учлось - и снова войти в открытое состояние, креативя новое решение, новую идею. И так чередовать.

При этом Джон подробно и пошагово расписал сам процес "креативления" открытым способом.

Для этого нужны пять вещей:


1. место
2. время
3. время
4. уверенность в себе
5. юмор

Место нужно, чтобы никто вас не тревожил, уединенное, защищенное, удобное - на всю сессию. Время нужно специально выделить - никаких неопределенных периодов - вот отсюда и досюда я буду занят. Выделить нужно не менее полутора часов. Он там объясняет - пока успокоишь мысли, забудешь о тревогах, войдешь в нужное состояние  - уже кусок от сессии ушел. Время номер два ( три по списку) означает, что над решением нужно задержаться дольше, чем выходит. Вроде и придумал уже - а нет, побудь с идеями еще дольше. Первое решение часто диктуется тревогой - ну давайте уже что-то решим и прекратим эту  подвешенность, а вот если продолжать - то можно найти  идею совершенно блестящую. Именно этим Клиз объясняет, что у него получалось писать лучше, чем у тех, кто более талантлив. Уверенность в себе  нужна, чтобы не бояться сделать ошибку, такая боязнь может парализовать креативность. А надо уверенно дать себе играть, придумывать и  не беспокоиться об ошибках и неудачах. Юмор - то, что быстрее и гарантированнее всего приводит  человека в состояние открытой креативности. ( С друзьями, подхватывая и развивая шутки друг друга, выходит еще лучше)

Запись можно послушать  в посте  в блоге chrisjonesblog.com. Я с огромным удовольствием слушала и под это дело изрисовала узорами страницу в блокноте новыми карандашами. Клиз великолепно излагает, да еще попутно рассказывает тонну анекдотов на тему "сколько нужно ... чтобы вкрутить лампочку". И обратите внимание, как ровно, непрерывно и связно он говорит!

И пригодится мне для книги, для раздела креативности.  Так  вот увлекательно и работает  чтение по референсам. Это примерно Клеон и понимает под своим "тыреньем, как художник":)

austin_kleon, links, tehnologii_jizni, writers, creativity

Previous post Next post
Up