Досмотрела нового "Великого Гэтсби"с ДиКаприо. А перед этим посмотрела большой кусок из старого, семидесятых годов фильма, с Робертом Редфордом и Мией Ферроу. Очень странно помнить дословные фразы из книги, а затем слышать их произнесенные голосами актеров, раз за разом.
После фильма, пошла почитала, что пишут о нем на imdb и что пишут про Фитцджеральда и его книги в википедии.
Обнаружила много интересного.
1. Фильм делал тот же режиссер, что и "Мулен Руж". Знала бы я это заранее, относилась бы к фильму хуже при просмотре. "Мулен Руж" соединяет в себе многое, что я ненавижу в кино. Монтаж такой мелкой быстро сменяемой нарезкой, что начинает тошнить и укачивать, рассмотреть ничего невозможно, нафига было делать столько красивых костюмов и декораций, если все это, как кинутая в морду нарезанная кусочками фольга. Плохая игра хороших актеров. Мне кажется уже, что это стиль режиссера - он специально заставляет их играть натужно, базарно, водевильно, как на подмостках провинциального театра. И искусственная "красота", до кича доведенная компьютерная графика, с перечислением листиков и кирпичей, водой, волнующейся, как встряхиваемая простыня, и непременным туманом тут и там.
2.Фильм снимали в Австралии, и за вдохновение брали свои австралийские здания ( дворец Гэтсби сделан из школы постановщика)
3.Актеры так молодо выглядят, что их брали играть людей младше себя.Актеры ДиКаприо и Тоби - друзья с детства, их разделяет всего год, одному почти сорок, второму почти 39. А в кино они играют людей 32 и 30 лет.
4. На стопкадрах я разглядела, что на всей массовке грубые синтетические парички со стрижками флапперскими.
5. Платья для фильма давали Прада и Миу Миу. Основная гамма всех вечеринок - черная. Все флапперши в черном и с серебряными блестящими украшениями. А в старом фильме видно, что только что изобрели синтетику и направо и налево использовали эти жесткие синтетические ткани.
6. Прически и шляпы несут на себе отпечаток времени съемок. В семидесятые у всех шершавые кудряшки пуховые, в нынешние времена у всех гладкие прилизанные деревянные стружки. В двадцатых можно было найти и кудряшки и гладкие бобы, а вот современные художники выбирают, что им кажется "нормальнее" взгляду. Шляпы в фильме семидесятых очень красивые, но это шляпы семидесятых, а не двадцатых. Они все синтетического капрона и все покроя, бешено модного в семидесятые, с обвисшими волнами большими полями. Чего не было в двадцатые, никаких вялых волн. Кроме того в старом фильме и носят их неправильно. Даже шляпы с большими полями в двадцатые носили как вязаные шапочки - колпак шляпы надевался на голову буквально, и поля начинались над глазами. В фильме семидесятых шляпы носят как в семидесятых - колпак шляпы прикладывается к макушке, но весь торчит над ней, а поля начинаются высоко надо лбом.
7. На форуме киношном спорят по поводу выбора актрисы на роль Дейзи. Кто-то предложил в противовес Скарлет Йохансон. И одна из собеседниц сказала, что обе они слишком "этнические". Политкорректный народ стал хвататься за грудь и обвинять ее в расизме, а она очень аргументировано рассказала, что в те времена "старые деньги", белая "аристократия", WASP'ы выглядели совершенно характерным образом. Маллиган, по ее мнению, выглядит слишком ирландски, а Йохансон слишком итальянски или еврейски. Все эти национальности WASP'ы страшно не любили, поэтому аристократическая девушка того времени не могла выглядеть как современная актриса.
8. Я считаю по-прежнему, что Маллиган в роли Дейзи выглядит овца-овцой. Дейзи пустая, тщеславная, любящая богатство особа, но во внешности ее должно было быть что-то завораживающее, что вызывало любовь Гэтсби. Актрис с загадочностью и харизмой в современном кинематографе, кажется, и нет совсем. Все доярки какие-то. На форуме спорят, что Маллиган, Йохансон и Данст - совершенно разные по внешности. А по мне все они один и тот же тип - доярка, отличаются детальками - у кого нос картофельнее, у кого щеки яблочнее, у кого рот губошлепнее, но совершенно один и тот же тип - простодушной мордовской девочки.
И поскольку в Дейзи-Маллиган нет ни грамма волшебной пыльцы, непонятного очарования - между героями нет и следа волшебной химии, напряжения и притяжения. Дейзи-овца меняет всю картину - и Гэтсби просто ненормальный, мелкий псих с деньгами,сталкерски преследующий доярку-дульсинею. Одна из вечеринок должна закончиться прибытием санитаров и извинениями - сбежал из шестой палаты, воображает себя миллионером.
9. Там же на форуме узнала вещь, которую бы должна была знать, но никогда не догадывалась! Я знаю, что традиционно между жемчужинами на нитке завязывали узелки, но никогда не понимала, зачем. Типа - мы всегда так делаем. Ну может, чтобы жемчужины не терлись друг о друга, может, традиционно считалось красивым дизайном. А простой и практический смысл не приходил мне в голову! Жемчуг - единственная драгоценность, нанизываемая на нитку, всякие бриллианты-изумруды вделываются в металл и имеют крепкую защиту. Порви нитку - и стоимость сотен тысяч разлетается по полу, легко свистнуть маленькое состояние, припрятав бусину в карман. А с узелками даже при порванной нити слетает одна-единственная бусина, и все.
Это кто-то на форуме написал, когда увидел, как Дейзи рвет на себе жемчуга, стоимостью 350 тысяч ( и это в двадцатых!). Камера стоит на полу и эффектно снимает сотни жемчужин, раскатывающихся по всей комнате. А такого быть просто не мого бы.
10. Ну и Фитцджеральд умер в 44, последние романы его пользовались умеренным успехом, а "Великий Гэтсби" считался так себе вещичкой, единственной ценностью которой - отражение времени джазовых лет. Он умер, считая себя неудачником, не сумев заработать ни денег, ни славы своими романами. А после его смерти успех нарастал и нарастал, романы включены в учебную программу, он считается классиком американской литературы, а "Гэтсби" вторым по значению и знаменитости американским романом. Вывод простой - пить надо меньше, а жить долго, чтобы слава успела тебя нагнать неспешным шагом.