v-pomosh-vesne - мой давний виртуальный друг. Он прекрасный врач и плюс к этому делает замечательные художественные вещи своими руками. Его последнее увлечение - серебряные украшения методом замещения восковой модели. Так отливали свои золотые украшения еще скифы. Кольца Антона словно обнаружены в античных раскопках, я и тут же вспоминаю Модильяни, который говорил - "украшения должны быть варварскими".
Все, что дальше - гостевой пост
____________________________________________
(картинка для привлечения внимания)
С удовольствием откликнулся на предложение Алики написать пост о пошаговом изготовлении одного из моих колец.
На всякий случай- дисклеймер - то, что я здесь расскажу- является моими собственными соображениями. Я не получал формального ювелирного образования и не претендую на академизм. И еще- это, конечно, не пошаговая инструкция по лепке, а канва.
...У многих из вас, наверное, отложены на всякий случай красивые картинки. Так вот, каждая из них может превратиться в "кольцо вашей мечты" из серебра или золота, стоит только взяться. Возникает вопрос- стоит ли этим заниматься самому, когда есть талантливые дизайнеры с мировой известностью, многомиллиардные бизнесы и вообще большое количество профессионалов? Мое мнение - а почему бы и нет, если хочется, мы и так слишком много себе запрещаем. Более того, на фоне стандартного ювелирного ассортимента - у Вашего кольца всегда есть шанс...
На первый взгляд- ювелирное искусство- довольно сложная область и , как и многие другие области искусства с "ремесленным" компонентом- не терпит профанаций. Попробуем мы без них обойтись, поручив значительную часть ремесленной работы профессионалам, а творческую оставив себе. Дело в том, что в современном мире и у ювелиров есть специализации. Оборудование, например, для литья требует капиталовложений, места и вытяжки. Поэтому зачастую работа из воска, восковка, отдается отливщику, а камни в нее ставит закрепщик. И технически почти любая работа в воске может быть отлита в бронзе или серебре за весьма скромную сумму. И основная работа по созданию кольца сводится к получению аккуратного воскового эскиза, чем мы с вами и займемся. Доводка же после отливки в простейших случаях сводится к аккуратной работе шкуркой и надфилем. Мы будем стараться как можно меньше работы оставлять на "после отливки", выполнив как можно полнее желаемое в воске...
... Большинство ювелиров режут восковые модели- восковки- из твердого воска . Мы же попробуем лепить из мягкого воска- лепка чудесно подходит для "живых" объектов (по-моему, даже лучше чем резьба). Я выбрал в качестве объекта оливу, после разглядывания античных чаш.
Готовая к отливке "восковка"- это Ваша модель с укрепленными палочками-"литниками", через которые и потечет расплавленный металл, формируя точную копию кольца вместо вытекшего воска. Работа будет максимально простая, без камней, позолоты и т.д., выполнимая в комнатных условиях при помощи примитивных инструментов. Практически всю работу можно будет сделать ножом для бумаги, зубочисткой и руками.
Фотографии настоящих оливок:
...Оливки и листья с минимумом веток я решил разместить на фоне коры оливы- очень уж у нее замечательная фактура. Попробуйте поэкспериментировать с ее воспроизведением в воске - очень медитативное занятие. Старайтесь не допускать стереотипных линий, сдвигайте- раздвигайте их друг от друга.
Накладные полосочки (cxодяшиеся- раcxодяшиеся),шарики в основании сучков, проделывайте отверстия дупла стилусом- а после слегка примять края. Складывание пополам ( "губки"), разрезание скальпелем вдоль и поперек с последуюшим примятием. Конечно жаль, что нельзя фактуру реального дерева уменьшить в сотню раз и оттиснуть. Однако при всех проигрышах искусственно созданной фактуры ее выигрыш в данном случае- возможность вносить изменения после монтажа листьев и плодов, например- нанести тонкие линии на открытых участках или создать где-то черешок- смешением подложки. Я наложу несколько черешков в последнюю очередь, после окончательного монтажа.
Я использую обычный пчелиный воск, расплавив его предварительно и добавив на глаз чуть-чуть свечного парафина для пластичности.
(мне нравится лепить на предметном стекле )
Срезав заготовку кольца со стекла, размешаем ее на палочке желанного диаметра ("ригеле", ножка от детского стула и т.д.). Я обмотал его полиэтиленом, чтобы потом легче снималось.
Окончив предварительную лепку коры, посмотрите на результат оценивающим взглядом. Размещая листья и оливки, старайтесь оставить свободными участки дерева, которые вам нравятся больше, и закрыть - менее удачные
Естественно, старайтесь избегать слишком торчащих кончиков листьев и т.д.- в серебре они будут цепляться, царапаться, а не исключено- и отламываться.
Укрепляем "литники" в аккуратно проткнутые иглой отверстия. У меня были готовые палочки мягкого воска, если бы не было- накатал бы сам между двумя пластиковыми картами/
<
Припаивать можно небольшим паяльником или детским аппаратом для выжигания.
Вот наша восковка с припаянными "литниками".
Вот в таком виде ее можно нести отливщику.
Что касается поиска отливщика, то, если вы живете в Северной Америке, то у вас есть несколько вариантов.
Во-первых, есть официальные службы, которыми пользуются ювелиры. Для облегчения поиска по ключевым словам- вот пример
http://www.yellowpages.ca/bus/Ontario/Toronto/HL-Jewelry-Casting-Ltd/2316419.html Говорят, некоторые из этих служб неохотно работают с любителями и могут спросить- кто вы. Правильный ответ в таком случае- что у вас маленький бизнес. Меня, например- не спрашивали. Большинство из подобных служб не работают с чужим металлом, но цены на серебро приемлемые, и качество гарантируется.
Второй вариант- одна из частных ювелирных студий, особенно те, которые зарабатывают на тренингах (например-
http://www.thedevilsworkshop.ca/workshops_lostwaxcasting.shtml ). Отливка в таком случае будет чуть дороже, но можно договориться о самостоятельной плавке и заливке в подготовленную опоку под присмотром. Серебро можно либо приносить с собой, либо купить в студии. Купив тренинг по отливке, обычно можно отлить в процессе несколько заранее подготовленных восковок.
Относительно России сказать сложнее. Я сейчас тестирую одно место - пока впечатления сложные. Насколько я понимаю, все работают с принесенным - вашим материалом. Единственное что могу сказать - пожалуйста, не переплавляйте для эксперимента старые монеты - их просто жаль. Купите лучше в банке одного из "инвестиционных" уродов - как источник серебра это будет дороговато, зато юридически безупречно, и его уничтожение послужит благу всех живых существ. Да, и осторожнее с современной бижутерией - цепочка "Made in Italy" с пробой "925" весьма возможно, сделана в Китае из посеребренного сплава.
Тем временем подоспела наша отливка. Вот она с остатками литников. Обычно сразу после отливки серебро так не блестит, тут отливщики сами провели первую шлифовку (галтовку)
Осталось аккуратно удалить литники, покрыть кольцо патиной:
и переходить к доводке- окончательной шлифовке:
<
Ссылки для любопытных:
-
Темы по работе с воском с профессионального форума-
Мои эксперименты здесь- Технология отливки-
http://en.wikipedia.org/wiki/Lost-wax_casting- Лоуренс Калленберг " Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов"- есть в сети.