Пустопорожние речи безответственных лиц производят опустошающее воздействие на реальность, вызывая её обрушения и провалы. Состояние политического субъекта устанавливается его отношением к себе. Для правящего слоя его суждения по собственному адресу определяют его бытие: он есть то, что он мыслит о себе.
Конец минувшего года был отмечен программными высказываниями, с максимальной откровенностью фиксирующими
цезаристский характер российского политического недостроя. Признания на этот счет излагались в буквальном смысле слова «не щадя живота своего». Нет, не намерены щадить себя их авторы. Предрекают себе судьбу радикально нигилистически.
Первым
принял на себя грех Сергей Иванов, на Валдайском форуме в конце октября заявивший:
«Я себя к элите, извините, не причисляю. Элиту вообще в 1917 году всю под корень вывели. Политической элиты у нас нет и быть не может».
Следующие виртуальные диалоги автоматически вытекали из сказанного и с неизбежностью прокручивались в головах:
- А, э… А может все-таки вы...?
- Нет-нет, не я. Не обращайте внимания. Меня нет. Как такового.
- Ну, а вообще существуют же высокопоставленные чиновники, чьи дети по странному стечению обстоятельств трудятся не инженерами в оборонных КБ или рабочими «Уралвагонзавода», а сразу высокопоставленными банкирами… Вот они тогда кто?
-Нет-нет, не знаю, ничего этого нет.
Не прошло и недели. Отрицание воплощается.
Всё ещё впереди. Эти люди хотят сообщить, что их нет. К сожалению, им это удаётся - в силу названных выше причин.
Володин
там же попытался развить опустошительную мысль шефа. «Есть Путин - есть Россия, нет Путина - нет России», сказал он.
Вот вроде бы и похвалил, рьяный он наш неокон. А по сути - попробуй тут не вспомни отечественных палеоконов девятнадцатого еще столетия - опять сравнил Россию с той самой ледяной пустыней, по которой гуляет некий одинокий человек. И я знаю, как зовут ныне этого лихого уникума, вокруг которого пусто - гордится Володин своим открытием, привнесенным в архив консервативной мудрости.
Элиты больше нет и быть не может, и весь социально-политический порядок сосредотачивается в одной персоне: этими двумя постулатами в их взаимосвязи (одно следует из другого) специфика цезаристско-популистского комплекса описывается исчерпывающим образом. Это он и есть во всей своей классической античной прелести. Но там в обозе ещё много интересного: он перегружен отрицаниями и самоотрицаниями - отворяй ворота.
Типун бы им всем на язык. Для их же собственного блага.