Совсем недавно мне очень повезло пообщаться с двумя замечательными фотографами, профессионалами в своем деле, один из них - известный фотожурналист, другой - снимает потрясающие по красоте пейзажи. Мы смотрели работы последнего. В какой-то момент журналист долго смотрит на одну из работ, и говорит: - А тебе никогда не хотелось добавить вон туда у церкви на задний план человека. Работа сразу же вышла бы на другой уровень. - Слушай, отвечает пейзажист, - ты угадал, как раз вон там у церкви и был человек, но я его специально убрал, чтобы не мешался в кадре.
Интересно, подумал я, а если бы рядом сидел фотограф, снимающий ню, он бы наверно переместил человека на передний план, раздел бы его, и настаивал, чтобы это была обязательно красивая девушка… А, например, рекламщик, заменил девушку на пакет сока и добавил логотип производителя в правый верхний угол…
Стал думать, как бы я доработал фотографию. Наверно я бы все-таки оставил человека, но не просто перенес на передней план, а захотел бы заглянуть к нему в душу, стал бы снимать крупным планом глаза, пытаясь поймать взгляд, а все остальное увел бы в расфокус… И работа не понравилась бы ни журналисту, ни пейзажному фотографу…
Данный пример можно считать своеобразным тестом на специализацию, но написал я это к другому. Каждый из нас видит и снимает по-своему. И задачи у каждого свои. Например, та же журналистика имеет свою специфику. Она всегда привязана к конкретной ситуации, к месту и времени, и чаще всего ориентирована на конкретное СМИ, задача которого, на минуточку, как и любого коммерческого предприятия - получение прибыли. И это нормально. Фотография художественная - наоборот, чем меньше привязана к конкретной ситуации, тем лучше. А задача творческой фотографии и вовсе быть средством развития человека. И кумиров в области фотографии каждый ищет себе своих. Поэтому, когда мы оцениваем фотографию, всегда нужно пытаться увидеть в ней позицию автора. И уже с этой позиции оценивать работу. И не забывать, что все на свете относительно, даже фотография…
Спасибо!