Продолжаю тематическую неделю о любимом. Мрачно-прекрасная взрослая сказка «Царь-Девица» в постановке Дмитрия Бозина по страстной и мистической поэме Марины Цветаевой в ТРВ (сейчас - Сцена «Мельников»). В этом году для меня буквально «как встретишь, так и проведёшь». Один из самых любимых спектаклей, который могу смотреть бесконечно, была бы возможность. Чёрная жемчужина театра (к счастью, оценённая и новым худруком Константином Богомоловым).
В прошлом году это был один из первых спектаклей, которые я увидела в ТРВ, и первый, который выбрала незапланированно и интуитивно, без какой-то информации, не читая поэму (я тогда вообще не читала Цветаеву), по какому-то странному чувству: «Тебе надо». Мне оказалось надо, первое впечатление - буря эмоций от земли до неба.
тизер спектакля от Театра-Сцены "Мельников" (к сожалению, для нового состава не сняли новое видео, но Царь весь год - другой)
Тогда до конца сезона не получилось пересмотреть, а потом исполнитель роли Царя ушёл из труппы, до конца года спектакль не играли. А 1 января, буквально под ёлочку, он появился в афише на март, чем не повод сделать себе подарок?
Спектакль вернулся с новым Царём, лучше прежнего. Ещё и раньше намеченной даты - в феврале. Так что… если всё будет хорошо, хочу посмотреть его в этом году 7й раз (таки да), потому что «моё-моё». Не скучно, не надоедает, скажу больше - каждый раз воспринимаю заново, как будто раньше не видела, каждый раз без сопротивления ныряю в эту магию и вижу/слышу/чувствую ещё больше. Это бывает крайне редко, поэтому, раз уж случилось, нет смысла упускать. И красота такая, что - не насмотреться. Особая, бесценная красота в каждом движении, в каждом слове, в каждом взгляде, в каждом мгновении.
Спектакль для меня стал прекрасной возможностью «услышать» Цветаеву, понять, как читается её тяжёлая на первый взгляд поэма, услышать неповторимую таинственную музыку её строк, этот особый язык, который раньше мне был не понятен… А я очень люблю, когда мне раскрывают автора, когда этого автора ценят и делают всё для того, чтобы наиболее достойно раскрыть его на сцене, а не осовременивают и не дополняют «от себя».
Постановка - мои любимые энергетические вихри, когда из ничего, из воздуха разливаются морские просторы, возводятся дворцовые стены, разворачиваются батальные полотна и всё, что угодно. Страсть царевны - буквально ощутима и едва ли не видима, при том, что зрителю не покажут ничего лишнего, - все всё поймут. И всего четверо актеров (Дмитрий Бозин, Стас Мотырев, Виктория Савельева, Иван Исьянов) с их магическими перевоплощениями могут заполнить энергиями всю сцену и весь зал.
Минимум декораций с максимумом смыслов. Месяц (цветаевский символ Царевича)-лодочка-колыбель, Солнце (символ Царь-девицы)-стрелы войны (или Купидона?)-заговорённые иглы и т.д. Множество смыслов в каждой детали. И, конечно, особая мрачная эстетика костюмов Евгении Памфиловой, в которых и древнее царское золото, и лёгкость лунного света, и мрак зимней ночи, и Пьеро, и коррида, и ожившие картины, и чего там только нельзя увидеть…
Сюжет на первый взгляд прост: в некотором царстве Царь пропил память, Царица страстно влюблена в пасынка-гусляра, в него же робко влюбляется воинственная Царь-девица, гусляр же занят только гуслями, поэтому гонит одну и не замечает другую. Но к истории добавляется колдовство тёмной магии, силы стихий, заговоры и заклинания, пока однажды случай не закружит обитателей дворца в мистическом танце. В буре первородных энергий всё смешивается, всё кружится и уже не разобрать, чья воля сводит вместе страсть и невинность: царя? царицы? Или царевича, который так искусно играл на своих гуслях, что положил начало этому вихревому танцу?
Царица-мачеха слепа в своей страсти, будучи полностью зависимой от Царя и запертой в стенах дворца, она всегда находит источник сил, три года видит только цель, её не остановить отказами или моралью. Но это не завидная целеустремлённость, когда речь идёт о чужой воле. Она готова взять в союзники и Богородицу, и дядьку-колдуна, который заговорит на крепкий сон булавочки для Царевича. Царь-девица же свободна и вольна, героически воюет на полях сражений, но оказывается уязвимой и бессильной перед безответной любовью и невниманием Царевича. В итоге царевна ночи своё возьмёт, но не удержит. Царевич не видит Царь-девицы, но неосознанно тянется к ней и не может жить без неё. Колдовство отвело счастье от Царевича, но не обеспечило счастье Мачехи…
Потому что "быть рядом" ещё не означает "быть вместе", потому что любовь нельзя выпрашивать по крошкам, ожидая, что из этого вырастет нечто настоящее. Да и сам Царевич ждёт любви красивой и правильной, а не "удобной" и запретной, не минутных объятий в закоулках дворца с женой своего папеньки... да только кто его спрашивает... Но и с Солнцем Месяцу суждено только увидеться, но не сблизиться.
Это история непреодолимой и несостоявшейся любви, потому что у Цветаевой не может быть "долго и счастливо". Любви, которая ценна тем, что она существует, что была возможность её почувствовать настолько чисто, сильно и пронзительно. Это то важное, неуловимое и неуправляемое, что не в быту, а где-то над землёй, на высоте, до которой не каждому дано дотянуться.
Это мистическая сказка, в которой страшнее всего оказываются не силы природы и не колдовство, вступившее в заговор с людьми, а сами люди, их решения, их ослепляющая страсть и пагубная зависимость.
Если вспомнить дату создания поэмы, можно понять, что личная трагедия героев звучит на фоне грома исторических событий столетней давности. Совсем недолго - и канут в пучине 20 века хрупкие царевичи-гусляры, не нужные в новом мире трудового народа, безудержная страсть станет стыдной, как и другие проявления личных чувств, колдовство испарится само… Ничему и никому в этом сказочном мире не уготовано «завтра».
Но у зрителей есть возможность прожить с героями эту историю, сопереживать их не сложившемуся счастью и ощутить в своей жизни силу этой стихийной энергии, помогающую дать всем событиям истинную оценку. Зарядиться, насмотреться, надышаться, заново полюбить поэзию и театр.
В этом году колдовать будут 17 и 30 декабря. В следующем, надеюсь, продолжат