Други мои, Рим бесподобен. Там и только там я впервые понял, что являюсь восторженным человеком. До посещения этого провинциального городка мне казалось, что я, по выражению Довлатова, "по темпераменту равен мертвому кавказцу". Но ввиду того, что в начале мая 2010 года сейсмосчетчики периодически отмечали в Риме небольшие землетрясения, вызванные падением моей челюсти на не обязательно чистые мостовые, диагноз этот можно сейчас полагать
официально неверным.
Я знал, что в Риме много руин. Я очень люблю руины: подобное, знаете ли, тянется к подобному. Но я думал, что находятся они в специально отведенных местах. Здесь, типа, современный Рим, а вот здесь - античный. Ни фига. Всё вместе, всё смешано и производит грандиозный эффект.
Ну или вот. Как это классифицировать? К каким, собственно, эпохам относить? Кстати, это совершенно не парадное место, таковых в Риме великое множество.
А это моя любимая площадь в Риме - площадь Венеции, названная так потому, что здесь размещалось посольство Венецианской Республики в Риме. Хотя и не имеет она ровно никакого отношения к античности - конец XV века как-никак. Сами римляне не любят ни ее (слишком помпезно, с чем нельзя не согласиться), ни памятник объединителю Италии королю Виктору-Эммануилу II. Почему - не знаю. Может, потому, что здесь была Ставка Сталина резиденция Муссолини... Не знаю, мне лично нравится. Мне вообще белый мрамор нравится.
Для того, чтобы понять, что Рим - мировая столица католичества, не обязательно ехать в Ватикан. Такие вот группы граждан периодически появляются на римских улицах. Что они так увлеченно обсуждают? Видимо, мужчин. Больше нечего патамушта.
Ну а это в Колизее. Мечта идиота. Попали-таки. Как, черт побери, в I веке нашей эры можно было соорудить стадион-махину, сравнимую с современными Уэмбли или Мараканой?! Бедные иудейские рабы, чьими костями буквально устлана эта Стройка Века... Крови здесь лилось немерено. На самом-то деле основная масса гладиаторов (более 90%) была ворьём, преступниками. Им и устраивали эдакую публичную казнь на потребу огромной толпы. Как видно из фотки, под ареной была разветвленная сеть подземных ходов. Там и находились кандидаты на убиение: гладиаторы и недоброжелательные к людям голодные зверюшки. Их оттуда поднимали на специальных подъемниках - и начиналось шоу. Почти Евровидение. Впечатлил неполиткорректный гид. Рассказывая о Колизее, он сказал: "В Колизее во все времена жило много кошек. Но в XX веке, с возникновением в этом районе целой сети китайских ресторанов, кошки куда-то исчезли".
В непосредственной близости к Колизею - раскопочные изыски Форума, существовавшего с VI века до н.э. Голубая мечта археолога. Где ты, доктор Индиана Джонс?! Артефакты находят и по сей день.
По окрестностям шастают вот такие античные мущинки с сотовыми телефонами. Как же так, где их аутентичность? Сандалики и гребешки меня не убеждают. Повторяю вслед с Константин Сергеичем: "Не верю!"
Прямо рядышком с Колизеем и Форумом - вот такая милитаристская демонстрация, панимаш... Будь у Рима такие машинки в V веке, разборки с гуннами могли бы закончиться совершенно иначе...
А это - знаменитый фонтан Треви, увековеченный в двух чудесных фильмах: "Римских каникулах" Уайлера и "Сладкой жизни" Феллини. Едва ли не геометрический центр города, во всяком случае - центр притяжения туристских толп. Негде яблоку упасть. В фонтан надо бросать монетки, чтобы вернуться. Если у вас, конечно, не украли кошелек. Окрестности фонтана широко известны подобными нарушениями социалистической законности.
Когда мы впервые подобрались к сердцу Ватикана - собору Святого Петра, на площади было подозрительно много людей. Там всегда много, но в данном случае было больше. И мы не могли понять, почему. Оказалось, что именно в это время к народу выезжает Папа и дает ему свое благословение. Мы подождали каких-то 5 минут - и Папа-таки выехал на своем самодвижущемся экипаже. Несмотря на значительную дистанцию от объекта, вы можете идентифицировать самого понтифика Ратцингера и его белую машинку примерно в центре снимка. Папа выглядел так благообразно, что я почти простил ему инквизицию. "Сынок, зачем зовешь ты папу Пием?!.." (с)
"Я б засосал стакан - и в Ватикан!" (с) На входе в Музеи Ватикана - великолепные сады, ухоженные и вылизанные, как победитель всемирного собачьего конкурса. Но что красиво, то красиво, чего уж там.
Сами музеи - фиг поймешь. Чего там только нет. Но остановиться и оглядеться возможности нет. Тебя несет людским потоком, изменить направление движения практически невозможно. Смотришь наверх - а там вот такие неописуемые потолки. Везде, представляете? В конце пути - Сикстинская Капелла. Самое огромное наше потрясение в Италии. Всё, что вы про это знаете, всю историю, все репродукции, все чужие путевые заметки - всё умножьте на 100. На тысячу. В Капелле можно простоять с запрокинутой башкой часы. И слов не будет. И желания уходить не будет тоже. Вывод один: Микеланджело не был человеком. Не может человек (а) в одиночку (а Микеланджело не терпел помощников), (б) всеми фибрами ненавидящий живопись и полагавший себя скульптором и только скульптором и (в) только что освоивший технику фрески, сделать ПОДОБНОЕ. На это не хватит и ста жизней. Но тем не менее... Когда тогдашний Папа увидел конечный результат, он пал перед Мастером на колени, чего не один понтифик не делал ни до, ни после. Фотографировать там нельзя. И слава Богу. Нельзя ТАКОЕ опошлять фотографией.
Охраняют Ватикан гвардейцы кардинала швейцарские гвардейцы. Вот такие карнавальные. И вот такая карнавальная у них смена караула. Просто караул, ей-богу.
Я хочу вам сказать, что пока в Риме живут нищие, умеющие ТАК рисовать на асфальте, эта музыка будет вечной. Точнее, я знаю: город будет!
Кормят в Риме великолепно. Но надо знать места. Из центра надо уходить однозначно. Лучше всего кормят в районе Трастевере. Примыкает к нему, хотя и с другой стороны Тибра, небольшой еврейский райончик. Там тоже вкусно. Вот, например. Вкусная кошерная пища в кафе "Гетто". И название остроумное опять-таки. Внутри громко пела Леди Гага. "Неужели и она?!" - по инерции поразился я.
В районе знаменитой Испанской лестницы на мою жену покушались. Покусатель выглядел картинно, но опереточно. В искренности намерений не убедил. Волобуев, вот вам меч.
Почти в центре Рима - изумительный парк, в котором хочется сидеть и думать обо всём подряд. В нем - небольшая, но потрясающая галерея Боргезе, куда билеты заказываются сугубо заранее. Бернини, Караваджо, Рафаэль. По чуть-чуть наличествуют Беллини, Веронезе, Тициан и даже мясозаготовительный Рубенс.
Без билета не пускают. Ни в жисть. Никого. Не помогают даже жалобная поза и компетентное выражение лица.
И немного вывесок. Мой любимый предмет за границей. Вот против этого кафе у меня возникло странное предубеждение. Я не знаю итальянского, но по-моему, там воруют.
Маркетинг не всегда подвластен уму. Модный магазин "Diesel" эксплуатирует слоган, изображенный на фотографии. Самоуважение и сейчас, и в дальнейшем, скорее всего, помешает мне купить что-либо из их продукции.
И жемчужина моей коллекции. В одном римском ресторане (по-видимому, активно посещаемом русскими) я увидел перевод меню на русский язык! Подход к переводу оказался простым и прагматичным: либо владельцы заведения доверили это компьютеру, либо сами залезли в словарь и нашли первые попавшиеся значения для различных ингредиентов. Результат очевиден: есть это нельзя. Исход будет крайне печален.
Подытоживая, могу сказать одно: в Рим надо приезжать снова. Три с половиной дня в таком городе - это насмешка над здравым смыслом. Кстати, нам очень понравились люди. Быстрые, веселые, бесшабашные, красивые и совершенно доброжелательные. Независимо от того факта, что экономически страна дышит на ладан. Но дышит на ладан она так искусно и вдохновенно, что туристу это совершенно незаметно. Viva Italia!