В жарких сферах казачьих адюльтеров нет ни грешных, ни праведных - и логика, и этика, и аналитика бесславно сгорают в пламени доморальных ветхозаветных страстей.
А вот ведя речь о братоубийственной бойне в собственной стране, приходится принимать чью-либо сторону и отвечать на вопросы: кто виноват? кто это всё затеял? кто разрушил эволюционное развитие революционным взрывом? зачем?
Урсуляк придумал неординарный ход - исключил все упоминания о Штокмане, уйдя таким образом от прямых рассуждений о правых, виноватых, зачинщиках/провокаторах/подстрекателях. Остался лишь секундный нелицеприятный кивок в сторону "тощего, снедаемого огромным самолюбием и туберкулезом"
учителя-агитатора Баланды. Полная надрывных криков сюжетная линия "есаул Калмыков/хорунжий Бунчук/генерал Корнилов и иже с ними" проигнорирована. Патетические речи Подтёлкова ( "враги трудового народу не дремають" ) минимизированы.
Экранизация ( при всех её 100500 огрехах ) мне была интересна.
Ткачука в роли Мелехова принимаю безоговорочно; все остальные актёры дури не пороли, но и блеском не слепили.
Режиссёр с дедушкой-оператором Сусловым почтительно взяли некоторые мизансцены и ракурсы из старого фильма, но отошли от герасимовского плакатного пафоса в область быта, чуть приземлили и заземлили действо. Видимо, в этом и состояла концепция.
А то, что с приходом краснопузых жизнь верховых станиц Донского округа закончилась - и так всем понятно.
Урсуляк-на-Дону Григорий Астаховы Дарья и Петр Пантелей и Василиса Коршуновы Дуняшка и Кошевой Ещё на Дону galore:
На Дону Кинопоиск: 7.641 ( 1992 )