На предыдущих выходных я ознакомился с дивной поделкой голливудского хоррорпрома Blumhouse Productions под названием "Happy Death Day". Сразу в обеих частях, разумеется.
Click to view
Первая часть фантастически замечательна. Последний раз аналогичное удовольствие я испытывал, пожалуй, на "Крике". Жанр молодежного ужастика исчерпал себя еще в восьмидесятые. Даже сравнительно недавние "Я знаю, что вы сделали...", "Пункт назначения" и пр. сегодня уже смотрятся такой же архаикой. А наиболее заметными оказываются постмодернистские переосмысления: звездочки их, разгоревшиеся с упомянутыми выше "Криками", до сих пор периодически вспыхивают на небосклоне кроваво-красного экрана раз в несколько лет. В основном в юмористическом ключе, и разной степени паршивости. Была уйма фильмов о "последних девушках", и хоррор о деревенских парнях, которых приняли за маньяков ("Tucker and Dale vs Evil"), и "Хижина в лесу", и еще много чего, что, разумеется, также канет в небытие, не задержавшись в лиге классики, и "Счастливого дня смерти", возможно, не минует сия участь - однако, повторюсь, в моем личном топе молодежных хорроров этот прочно обосновался на втором месте после "Крика".
Возможно, потому что авторы его не стали забивать действие кровищей, а выдали оригинальный фильм, как и у Крейвена в свое время, полный постмодернистской иронии и неожиданных сюжетных поворотов. "Счастливого дня смерти" - это заново рассказанный для молодого поколения "День сурка". Подобно склочному мизантропу Филу, нашей героине приходится раз за разом проживать один и тот же день: башка раскалывается, впереди склоки с подругами, унылые пары и день рождения. А в конце сюрприз: ее убьют. И день начнется снова.
Общая концепция со времен рэмисовской нетленки не поменялась: чтобы изменить день, нужно изменить себя. Попытаться наладить отношения с окружающим миром. Не быть стервой. Полюбить. И, конечно, какого-то нравоучительства от этой истории ждать не следует: большую ее часть героиня занимается тем, что падает и набивает шишки, сама, методом проб и ошибок, выходя на лучшее решение. Вот нам как будто выдают душещипательную сентецию о целительной силе любви, которой можно было все красиво закруглить, однако в следующий момент главная героиня просыпается опять - что-то все равно пошло не так, что-то не учла. Жизнь сложна.
И драматизма в происходящем, пожалуй, побольше, чем в "Дне сурка". Во-первых, напряжения добавляет ограниченный "запас жизней" героини. С каждым новым днем ей все хреновей и хреновей, а внутри не остается ни живого места (бегает она, впрочем, равно резво, что в первый день, что в последний - но, учитывая характер жанра, на ляпы можно закрывать глаза). Во-вторых, личная трагедия: переживать за девушку, которая глубоко в себе задавила боль от смерти матери, выходит лучше, чем за некоего архетипичного брюзгу.
Ну и нельзя не отметить, насколько удачно концепция "Дня сурка" ложится на идею этого фильма. Ведь день рождения - еще и день подведения итогов, не выполнив которого ты не сможешь двинуться дальше. Это и смерть тебя прежнего, в каком-то смысле... ну, вы поняли.
С переменным успехом режиссер "Счастливого дня смерти" жонглирует и жанрами. Помимо упомянутой драмы и ужасов, здесь будет место и комедии с детективом. Отдельно шедевральна в этом плане та часть фильма, в которой героиня вооружается списком потенциальных недоброжелателей - а их оказывается немало! - и начинает идти по следу. Так что не заскучает на этом фильме никто.
Другое дело, "Счастливого нового дня смерти", продолжение, которое, кажется, с гораздо большей долей вероятности затеряется среди многочисленных комедий, паразитирующих на клише жанра ужасов. В этом фильме от ужасов, впрочем, вообще ничего.
Click to view
Как и первая часть, сиквел отсылает к классике, но на сей раз к "Назад в будущее" и, соответственно, построен в русле фантастической комедии о нелепицах, связанных с перемещениями во времени. Действие его начинается буквально на следующий день после "дня смерти" главной героини Три. Помните китайца, соседа по общаге, который заглядывал к героям в комнату и интересовался "дала эта телка или не дала"? Ну вот, теперь во временную петлю попал он...
Сиквел расширяет оригинальную историю, раскрывая совершенно необязательные вещи - вроде того, от чего в момент убийства гас свет, или с чего вообще герои стали проживать один и тот же день. Все очень просто: оказывается, команда местных радиолюбителей спаяла чудо-машину, которая творит со временем всякие чудеса.
И на поле фантастики авторы тоже могли много чего напридумывать, однако по большей части продолжение уныло. Даже более, чем казался скучным на фоне "Назад в будущее" его сиквел. Ты ждешь новую историю, а тебя возвращают в те же декорации и предлагают поиграть в игру "найди отличия". Так что единственное впечатление, которое ты от этого получаешь - чувство банального растягивания хронометража.
Главная героиня оказывается совсем уж неубиваемым терминатором - напомню, накануне ей пришлось пережить свыше десятка смертей, ну а теперь, чтобы решить уравнение из квантовой физики, ей придется пройти через то же самое в многократном размере (отдельная тема - это как она ухитрялась запоминать расчеты?!). Начатая было перспективная тема с двойниками оказалась нужна только, чтобы забросить девушку в другое измерение - никакого развития она не получила. Спасибо за то, что не стали тянуть в этот раз с вычислением убийцы. И за чудесную компашку гиков - я поймал себя на мысли о том, что хочу увидеть о них спин-офф. Но только, ради бога - уже без этой дурацкой маски.
https://rheotu.wordpress.com/2020/02/25/счастливого-дня-смерти-1-2-2017-2019/