"Девичий источник, 1960

May 30, 2016 20:04

Жили-были две сводные сестры, красавица Карин, гордящаяся своей невинностью, и беременная чернавка Ингери, которую в глаза кличут ведьмой. Однажды Карин отправляют в дальний город отвезти в церковь свечи, та берет с собой Ингери - девушки уезжают и пропадают без следа.

В основу "Девичьего источника" легла легенда о том, как была основана одна старая шведская церковь. Бергман в ее изложении делает упор на притчу о взаимопроникновении (не столкновении, как кажется поначалу!) двух миров - старого, языческого, и нового, христианского. Сверкающая желтыми глазами кошки Ингери втайне молится Одину, чтобы тот погубил Карин за ее невинность и подкладывает в дорожный хлеб лягушку; Карин, очаровательно потягиваясь в теплой постели (пропустила воскресную службу), выбирает тем временем лучшие одежды, чтобы пойти в церковь. Невольная мысль уже с самого начала фильма: собирается, точно на заклание - и так оно в некотором смысле и оказывается. Ее дальняя дорога - путешествие сугубо инициатического плана, а из странствий такого рода, как известно, не возвращаются.



Для меня "Девичий источник" - история, правда, не Карин, а Ингери, которая вынуждена проходить через персональные кошмары, встречаясь на мельнице со сверкающим одним глазом стариком и символически причащаясь крови сестры в финале. Языческое мировоззрение всегда было мне милее любого другого, поскольку только оно одно обладает той гибкостью, благодаря которой твоему пониманию становится доступным буквально все (в противоположность стыдливому замалчиванию за "это дьявол" современных религий). Кстати, именно из-за этой самой гибкости, язычество в свое время сдалось на милость христианства практически без боя...
Но мы отвлеклись, конечно. Вообще, тут хочется отметить, что, несмотря на то, что действие "Девичьего источника" формально разворачивается в эпоху Средневековья, это очень вневременное кино. Тут есть все. Есть одна из лучших ролей фон Сюдова (из того, что я у него видел - лучшая), который играет в фильме отца семейства. Потрясающая по своей напряженности сцена в доме (начинается примерно после слов "а теперь дай мне разделочный нож") даст фору любому триллеру, ну а Уэс Крэйвен, вдохновившись сюжетом этого фильма, создал одну из знаковых своих картин ужасов - "Последний дом налево". Безупречно красивый, какой-то интеллектуально "тонкий" в своем символизме и в то же время очень человечный - для меня "Девичий источник" остается в шаге от того, чтобы быть лучшим из всего, что я пока видел у Бергмана. Не лучшее. Я споткнулся на все той же Ингери - роль этой героини, как мне показалось, была урезана в процессе съемок - несмотря на то, что в какой-то мере можно считать, что мы наблюдаем происходящее ее глазами, что это ее интерпретация событий, в середине истории камера просто забывает о ней и это не лучшим образом ложится на то, что случается потом. На мой взгляд, повторюсь.

9/10.

теология, мои обзоры, арт, кино, о женщины!

Previous post Next post
Up