На грядущем Оскаре в категории "Лучший анимационный фильм" я болею против "Аномализы". Картину эту я еще не видел, просто мне чем-то ужасно не нравится Чарли Кауфман. А также против "Головоломки" - регулярные победы Диснея/Пиксара уже давно навязли на зубах, да и конкретно данный мультик, на мой взгляд, сильно перехвален.
Традиционно болею за двухмерную анимацию, которая с приходом 3D незаметно сделалась штучным предметом искусства.
А в этом году в категории "Лучший анимационный фильм" участвует последний фильм Студии Гибли, так что болеть я за нее буду вдвойне.
"Воспоминания о Марни". Грустный, местами по-взрослому серьезный и в чем-то странный фильм с легкой примесью готики. Главная героиня - печальная девочка по имени Анна, которая больна астмой и депрессией, девочка, которая по каким-то неясным для взрослых причинам однажды перестала улыбаться.
Приемная мать отправляет ее поправить здоровье в деревню, и тут, как водится в фильмах Студии Гибли, с Анной внезапно начинают происходить неведомые и чудесные события. По ночам окна заброшенного дома на противоположном берегу залива внезапно освещаются ярким светом. Анна идет на него - и неожиданно обретает подругу Марни - красивую светловолосую девочку, которую никто, кроме главной героини не видит.
Эту историю очень сложно классифицировать. Формальные узнаваемые приметы стиля студии и Миядзаки-сенсея в отдельности - тут присутствуют, но они не раскрываются, порождая недосказанности (отсылки к национальной мифологии), либо заводя в тупик (характерная деятельная героиня на поверку оказывается ведомой призраком сомнамбулой). Сюжет формально прост, но также зыбок, подобно качающейся поверхности воды: повествование на три четверти состоит из напластований снов Анны, и сны вносят в него свою толику неопределенности. И даже сама главная героиня оказывается сложным, распадающимся на отдельные лица персонажем - внезапно она приобретает черты то Марни, то старой художницы, всю жизнь пишущей дом, который стоит на другом берегу залива...
И в результате все эти недомолвки и недосказанности складываются в какое-то магическое зрелище, которое можно продолжать додумывать и после окончания финальных титров.
Жанр "Воспоминаний о Марни" трудноопределим. Это не традиционное приключенческое аниме. Отчасти сказка - но лишь на уровне общей меланхолично-волшебной атмосферы. Определенно можно сказать, что эта история - иллюстрация психоанализа и успешного излечения оным. Совершенно неожиданно для Гибли даже с учетом напитанного взрослой рефлексией "Ветер крепчает".
Не устану повторять: для меня главная надежда студии - не Горо, а Хиромасе Йонебаяси, человек, который успешно выбился из аниматоров в режиссеры, и который снял "Ариэтти из страны лилипутов", а теперь и "Марни". Сейчас особенно ужасно жаль, что "Воспоминания о Марни" - действительно последняя полнометражная картина Студии Гибли по заверениям создателей, которые после ухода Хаяо Миядзаки мечутся в поисках более прибыльного формата.
Увы, двухмерная анимация - искусство ныне штучное и по, по-видимому, абсолютно ненужное в современном мире.
8/10.