СВИДЕТЕЛЬСТВО
№ 6123/3310 от 05 августа 1896 г.
Выдано сiе, за надлежащимъ подписомъ и приложенiемъ казенной печати, помощнику машиниста II-го класса Западно-Сибирской желѢзной дороги, Евгенiю К у д р я в ц е в у въ томъ, что онъ будучи 21-го Iюля 1895-го года испытанъ пробною Ѣздою на паровозѢ серiи Т. № 108, [завода Балдвина въ Филадельфiи] съ поѢздом № 21, въ составѢ 40 груженыхъ осей, обнаружилъ вполнѢ удовлетворительную степень знанiя въ управленiи паровозомъ, почему въ силу акта, отъ 25-го Iюля 1896-го года, составленнаго Начальникомъ депо «Челябинскъ» Г. А с с ъ и «Курганъ» Инженеръ-Технологомъ Г. Р ы т ч е н к о в ы м ъ, при участiи Ревизора Движенiя Г. В а с и л ь е в а, признанъ имѢющимъ право на самостоятельное управленiе паровозомъ.Начальникъ Работъ, Инженеръ Подпись
ЗавѢдывающiй Эксплоатацiей, Инженеръ Подпись
ЗавѢдывающiй службою Тяги, Инженеръ-технологъ Подпись
У д о с т о в Ѣ р е н I е
№ 1915 от 28 марта 1898 г. Предъявитель сего личный Почетный Гражданинъ Евгенiй Ивановъ Кудрявцевъ служилъ на Западно-Сибирской желѢзной дорогѢ съ 10 Августа 1894 года по 15 Марта 1898 года и въ теченiи этого времени занималъ должности: помощника машиниста, машиниста III класса и машиниста II класса съ окладомъ содержанiя по послѢдней должности пятьсотъ сорокъ рублей въ годъ.
Во свидѢтельство чего и дано ему Г. Кудрявцеву настоящее удостовѢеренiе по его личной просьбѢ.
Начальникъ Службы Подвижнаго Состава и Тяги,
Инженеръ-Технологъ Подпись
ДѢлопроизводитель Службы Подвижнаго Состава
и Тяги Подпись
Кто такой Евгений Иванович Кудрявцев? Это мой прадед. Удостоверение и свидетельство, выданные ему управлением Западно-Сибирской железной дороги, чудом сохранились в семейном архиве.
Если учесть, что первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 г., то получается, что мой прадед приобщился к великому делу в период его становления. Можно сказать, что у моей семьи с железной дорогой - давняя связь 😊
Я тоже люблю железнодорожные путешествия. Если есть выбор между самолётом и поездом, я выберу поезд. Мне нравится наблюдать за пролетающими мимо деревеньками, городками, выходить на станциях, чувствовать уют этого временного дома на колёсах, когда за окном идёт дождь, а ты лежишь на полке и читаешь интересную книгу…
Сейчас я живу недалеко от вокзала, и по ночам хорошо слышны свистки электровозов…
В общем, железная дорога всегда с нами. Это целый мир, сложный и надёжный, объединяющий территории, пульсирующий 24 часа в сутки 7 дней в неделю…
Под таким девизом и проходил первый блог-тур, организованный пресс-службой ЮУЖД в честь 15-летия образования ОАО «РЖД».
Первый пункт назначения - диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП), открытый сравнительно недавно - в 2009 году - на ул. Свободы.
Надо сказать, что эти улицы - Свободы, Цвиллинга, Российская - по мере приближения к Привокзальной площади приобретают всё более «железнодорожный» характер. Широко раскинула свои владения железнодорожная империя, и объекты, находящиеся на этих улицах, напоминают о её прошлом и настоящем.
Улица Цвиллинга:
• дорожная клиническая больница и поликлиника ОАО «РЖД»;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/859547320592• Дворец культуры железнодорожников;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/805086755856• паровоз «Коммунар»;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/804308214800 • Челябинский институт путей сообщения;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/854756824592• центр продажи услуг и Челябинский информационно-вычислительный центр ОАО «РЖД»;
Источник:
https://yandex.ru/maps/org/yuzhural_transtelekom_filial/1116078054• научно-техническая библиотека ЮУЖД;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/865975561232• Челябинский филиал учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте с установленным рядом памятником-паровозом Черепановых - главным символом развития российских железных дорог;
Источник:
https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post226149681/?aid_refresh=yes• стадион «Локомотив» (хоть и не по ул. Цвиллинга, но так называется остановка трамвая);
Источник:
https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=125667272• бывшая Площадь Восставших - место, где ныне находится ресторан “Galleria Venezia”, а в советское время располагался кинотеатр «30 лет ВЛКСМ». На этой площади в 1917-1920 г.г. проводились собрания и митинги рабочих железнодорожного узла, формировались боевые отряды Красной Гвардии;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54852804411408/770673385488 Улица Свободы:
• дорожная стоматология ОАО «РЖД»;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/772315305488• дорожная научно-техническая библиотека;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/805267243792• памятник революционерам-железнодорожникам «На новый путь»;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/805601821968• центр оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики ЮУЖД;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/857777363728• ООО «Железнодорожная торговая компания», располагающаяся тоже, как я подозреваю, в старинном здании;
• Южно-Уральское линейное управление МВД России на транспорте. Расположен в здании бывшего двухклассного мужского железнодорожного училища - объекте культурного наследия регионального значения;
Улица Российская вообще граничит с локомотивным депо, в котором просто россыпь исторических объектов:
Источник:
https://izotoff.livejournal.com/23173.html• памятник «Паровоз С-157-24» - аналог паровоза, который впервые прибыл в Челябинск 4 ноября 1892 г.;
Источник:
https://izotoff.livejournal.com/23173.html• здание локомотивного депо, построенное в 1892 г. Железнодорожники были активной революционной силой, уже в 1903 г. здесь возник подпольный кружок РСДРП, в 1905 г. была создана боевая дружина и общегородской стачечный комитет, а в 1917 г. здесь хранилось оружие и находился штаб Красной Гвардии;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54863856402448/870030427920• памятное место, где в 1905 г. проходили собрания и митинги рабочих-железнодорожников;
Источник:
https://arhistrazh.livejournal.com/41280.html• здание сборочного цеха пассажирского вагонного депо, где в 1917-1920 г.г. размещался штаб Красной Гвардии железнодорожного узла;
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54863856402448/860311313168• памятники железнодорожникам вагонного и локомотивного депо ст. Челябинск, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Источник:
https://ssgen.livejournal.com/658533.html Источник:
https://arhistrazh.livejournal.com/37253.html Источник:
http://www.gnpc74.ru/culture?id=71Напротив входа в депо - Совет ветеранов и музей истории эксплуатационного локомотивного депо ст. Челябинск,
Источник:
https://ssgen.livejournal.com/658533.htmlдальше - общежитие и учебный центр профессиональной квалификации.
Источник:
https://ssgen.livejournal.com/141705.html Источник:
https://ssgen.livejournal.com/141705.htmlМоё любимое здание - ул. Свободы, 185 - выявленный объект культурного наследия. С 1908 г. использовалось в качестве дежурных комнат паровозных бригад. Построено, предположительно, в 1890-х годах, то есть является ровесником железной дороги в Челябинске! Жаль, что находится в плачевном состоянии, надеюсь, отреставрируют и найдут ему достойное применение.
Много интересного скрывается и во дворах, например, остатки улицы Привокзальной, на которой красуется старинная водонапорная башня.
Левое фото - источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54863856402448/865266712080 Старинные дома, в которых до сих пор живут люди
Старый переходной мост.
Да и само здание ДЦУП построено на историческом месте, где находился железнодорожный клуб - первый рабочий клуб в России, открытый в 1903 (по другим источникам - в 1902 г.) году. Конечно, и его не обошла революционная судьба: в 1905-1907 г.г. в нём находился городской стачечный комитет.
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/803205814544Клуб полюбился горожанам тем, что каждый мог найти здесь себе занятие по душе. В клубе имелись помещения для просмотра кино, игры в бильярд, карты, небольшое фойе. По воспоминаниям современников, он был рассчитан на 400 человек.
Здесь выступали как челябинские любительские коллективы, так и гастролёры. Среди известных - Вера Комиссаржевская.
Источник:
http://antikvar.mercium.ru/V-F-Komissarzhevskaya-Albom-Solntsa-Rossii-o86860.htmlПосле революции при клубе были организованы различные кружки и секции, здесь стали проводиться профсоюзные и партийные собрания и конференции.
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/869489613584В 1959 году был построен Дворец культуры железнодорожников, и надобность в старом клубе отпала.
Я ещё помню это здание, торцом выдающееся за основную линию построек. Мне оно запомнилось мрачным и приземистым, но всё равно жаль, что его снесли.
Источник:
https://www.ok.ru/chelyabstarina/album/54855062388752/848859116304Как видите, история у этих мест давняя, уже больше ста лет некоторым объектам. Железная дорога - предприятие серьёзное, требующее такой же серьёзной, обширной территории 😊 Но время не стоит на месте, всё настойчивее вторгаются в нашу жизнь цифровые технологии, и с тем, как они встраиваются в работу специалистов железнодорожного транспорта, нас и пригласили познакомиться.
Нам предстояло посетить два объекта - диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП) и станцию Челябинск-Главный.
Железная дорогая - крупнейший перевозчик пассажиров и грузов. Как правильно организовать доставку грузов в пункт назначения, соблюдая технику безопасности, договорённости с заказчиком, сохранность груза, как выбрать оптимальный маршрут - непростая задача для специалистов железнодорожного транспорта.
В настоящее время незаменимыми помощниками в организации этого процесса являются различные «умные системы».
Прежде всего, само здание ДЦУП, похожее на океанский лайнер, оснащено по последнему слову техники: в нём установлены инженерные системы, автоматически обеспечивающие помещения водоснабжением, вентиляцией и кондиционированием, отоплением и освещением, проложены собственные локальные вычислительные сети и оперативно-технологическая связь, помещения оборудованы системами безопасности, в том числе системами контроля доступа, защитой от пожара и молний.
Инженерные системы работают по принципу «умного дома»: режим их функционирования зависит от температурных условий, что позволяет не растрачивать ресурсы понапрасну.
В наружной отделке здания применены современные материалы: закаленное тонированное стекло, натуральный гранит.
Источник:
http://wikimapia.org/14734426/ulitsa-Svobody-179Для работников созданы комфортные условия: столовая, медпункт, спортивно-оздоровительный комплекс.
Мы поднимаемся на девятый этаж. Под нами - улица Свободы. Прямо по курсу - историческое здание под номером 175 - бывшее мужское железнодорожное училище, построенное в 1898 году - объект культурного наследия регионального значения.
Заходим, осматриваемся
В этом помещении - рабочее место старшего диспетчера. У него очень важная работа, нас просят не отвлекать его.
Здесь же, видимо, проводятся какие-то совещания:
Ну а внизу, за стеклом - диспетчерский зал высотой 4,5 метра. Похоже на центр управления полётами.
Здесь работают лучшие из лучших, прошедшие несколько собеседований диспетчеры. Об этом нам рассказал заместитель начальника ДЦУП Денис Захарчук.
Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=GugaxK1GMlo Огромное табло позволяет каждому диспетчеру в режиме реального времени оценивать ситуацию на дороге. Мы можем представить, насколько напряжённая эта работа, по словам Дениса Захарчука, кандидаты на данные позиции проходят, в том числе, и тестирование на психологическую подготовку: умение действовать в нестандартных ситуациях.
Источник:
http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_introduction_of_innovative_satellite_and_gis_technologies/sovershenstvovanie_disp_upr.php?
Мы слушаем, задаём вопросы
Меня интересует продолжительность рабочей смены, и я очень удивилась, узнав, что она длится 12 часов. По себе знаю, насколько тяжела сидячая работа, а тут ещё и такая напряжённость и ответственность.
Чтобы ничего не отвлекало от работы, стены диспетчерского зала облицованы шумопоглощающими материалами, под потолком размещены шумоулавливающие экраны, материалы, из которых сделан пол, поглощают акустические и виброколебания.
Источник:
http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_introduction_of_innovative_satellite_and_gis_technologies/sovershenstvovanie_disp_upr.php?
Следующий объект - станция Челябинск-Главный. До неё нужно добираться на автобусе.
Мы готовимся, надеваем специальные жилеты…
Несколько минут в пути - и вот наш «блогерский десант» высаживается на территории чётной сортировочной системы станции Челябинск-Главный.
Здесь я порадовалась, что нам выдали кепки - погода сегодня очень жаркая, а местность открытая, спрятаться негде 😊
На станции нашим проводником был главный инженер станции Дмитрий Алякин:
Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=GugaxK1GMloДмитрий, буквально, зажёг своим рассказом слушателей: азарт, вовлечённость и увлечённость, позитивное отношение к жизни и работе, знание новейших технологий - всё это произвело на меня очень приятное впечатление. Спасибо, Дмитрий, за ваш увлекательный рассказ!
Пейзажи похожи на инопланетные,
везде - галька, но сопровождающие сказали нам, что так положено, специально, чтобы трава не росла.
По специальному проходу идём мимо центрального поста сортировочной горки.
Около него всё же нашёлся зелёный уголок с беседкой и вот таким забавным медведем:
Интересный материал! Похоже, это прокладки, которые помещались между рельсом и деревянными шпалами. Сейчас шпалы железобетонные, и эти детали не нужны. Но зачем добру пропадать! 😊
Вот в этом стеклянном эркере расположены рабочие места диспетчеров, контролирующих работу горки.
Но мы пока проходим мимо. Дмитрий ведёт нас к маневровому тепловозу, на котором трое добровольцев поедут посмотреть, как происходит роспуск вагонов.
Справа - тоннель. Дмитрий объясняет, это для того, чтобы не сдерживать роспуск вагонов.
Челябинск-Главный - уникальная сортировочная станция, на которой формируется более 100 поездов в сутки, одна из важнейших станций Транссибирской магистрали. Она имеет чётную, нечётную и пассажирскую системы.
Территориально станции некуда расширяться, так как она со временем оказалась в центре города, а развиваться необходимо, так как к 2025 году прогнозируется рост объёмов погрузки на 15%. Поэтому развитие происходит за счёт применения инновационных технологий, автоматизации и цифровизации.
Станция Челябинск-Главный - одна из лучших на сети дорог, здесь в 2017 году проходило сетевое совещание «Техническое и технологическое развитие железнодорожных станций как ключевого элемента перевозочного процесса».
Редко когда состав в неизменном виде доходит от станции отправления до станции назначения. Вагоны отцепляют, прицепляют к другим составам, и происходит это на сортировочных горках. На станции Челябинск-Главный их две - чётная и нечётная.
Составы накапливаются в парке прибытия, а затем распускаются с сортировочной горки по разным путям. Происходит это при помощи специальных устройств - стрелок и замедлителей. В Челябинске их работа автоматизирована.
Источник:
http://visualrian.ru/media/3073205.htmlТо, что я приняла за видеокамеры, на самом деле - часть умной системы.
Источник:
https://www.cheltv.ru/stantsiya-chelyabinsk-stala-poligonom-dlya-otrabotki-novyh-tehnologij/На горбу сортировочной горки находится весомер, взвешивающий каждый вагон, а также датчики счёта осей, которые определяют расстояния между осями для дальнейшего управления вагонами.
Скорость движения отцепов (группы вагонов, отцепляемых от состава) также регулируется автоматически, с помощью датчиков скорости и специальных замедлителей.
Раньше скорость регулировалась вручную при помощи специальных башмаков.
Вагон продолжал двигаться, замедляясь, башмак в определённом месте сваливался с рельсов (опять же, при помощи специального устройства), специальный рабочий эти башмаки собирал и возвращал туда, где они опять употреблялись в дело.
Устройство для сбрасывания башмака с рельса
Источник:
http://visual.rzd.ru/photobank/public/ru?STRUCTURE_ID=4&layer_id=5328&refererLayerId=5327&id=34536С автоматизацией данного процесса появилась возможность избавиться от ручного труда и оптимизировать численность работников.
Все данные с датчиков, находящихся на путях, поступают в автоматизированную систему. За движением вагонов следит диспетчер, находящийся за пультом управления. При необходимости он может вмешаться и скорректировать процесс.
В результате внедрения таких технологий количество работников сократилось в три раза.
Маневровый тепловоз забирает троих смельчаков, а Дмитрий продолжает рассказ о нововведениях на станции
В структуре ОАО «РЖД» существует научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте АО «НИИАС», специалисты которого разработали комплексную систему автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП). Она позволяет производить роспуск составов без участия человека.
Источник:
http://gendocs.ru/v34088/?cc=193&view=jpg На станции Челябинск-Главный работает ещё одна «умная» система - маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС), также не имеющая зарубежных аналогов. Она обеспечивает манёвры и роспуск составов без участия человека. При этом перемещение маневровых локомотивов отражается на цифровой модели станции с помощью спутниковой навигации.
Источник:
https://studfiles.net/preview/4550742/page:6/ Мы отправляемся в учебный класс на тренажёр по управлению сортировочным процессом
Здесь воссоздана обстановка рабочего места диспетчера, на мониторах отражается движение вагонов.
Обучаемые управляют движением маневровых единиц в парках сортировочной станции, при этом отрабатываются навыки работы по управлению в нормальных и нестандартных ситуациях.
Я рискнула поучаствовать в эксперименте 😊
Изучаем сортировочные листы - специальные документы, в которых описан порядок расформирования конкретного железнодорожного состава.
Конечно, так, с первого раза, всё непонятно и страшно. Но чувствую, интересно было бы попробовать …
Когда-то давно я мечтала работать диспетчером службы движения трамвайно-троллейбусного управления. Мне представлялось, что это очень здорово - повелевать движением транспорта во всём городе 😊
Но железная дорога, конечно, покруче будет.
После учебного класса спускаемся к настоящим диспетчерам в тот самый стеклянный эркер.
Есть произведение Н.Ф. Григорьева «Полтора разговора. Рассказ диспетчера» 1935 г. Кому интересно,
почитайте. Вот как описывает работу диспетчера тех лет автор:
«На то и сидит диспетчер за своим столом, чтобы прокладывать каждому поезду путь.
Лист разграфленной бумаги да карандаш - вот и все, что нужно диспетчеру. Еще ему нужно, чтобы кругом тишина была. Дверь плотно закрыта, и форточка тоже - чтобы ни свистка, ни гудка, ни крика.
Я так даже и штору у себя на окне опускаю - чтобы перед глазами поезда не мелькали. Сяду за свой стол, разложу лист бумаги в клеточку - по-нашему, график, - отточу карандаш поострее и начинаю управлять поездами».
Далеко вперёд ушла наука под руку с техникой 😊 У нынешних диспетчеров на рабочем месте - сплошная компьютеризация
Работают всего два человека здесь и двое на горке. Как рассказал Дмитрий, раньше на этом участке работало тринадцать человек.
Применение МАЛС и КСАУ СП позволило без участия локомотивной бригады распускать вагоны параллельно. Такой роспуск нам и продемонстрировали.
Челябинск-Главный - единственная станция в стране, где сразу на двух сортировочных системах - чётной и нечётной - применяется параллельный роспуск.
Ещё одна новинка - вместо бумажных сортировочных листков рабочие места операторов снабжены планшетами, на которые в режиме реального времени поступает вся необходимая информация.
Диспетчеры работают не только головой и руками, но и …ногами. Для управления режимом переговоров при работе с оборудованием оперативно-технологической связи используются педали:
В помещении хорошо, прохладно. Наверное, работать в таких условиях приятно.
Проходим дальше - в кабинет старшего диспетчера (если я путаю должности, прошу простить, очень много новой информации, легко запутаться). Этот человек занимает очень ответственную должность, он руководит всей системой сортировки в оперативном порядке.
И опять я удивляюсь, как можно выдерживать такое напряжение в течение двенадцатичасовой смены!
Вот такая она - наша станция Челябинск-Главный! В 2018 году она вошла в проект ОАО «РЖД» «Цифровая станция».
Впереди - новые усовершенствования:
• появление «беспилотных» локомотивов;
• «интеллектуальные пульты» на рабочих местах дежурных по сортировочной горке.
Всё это позволит повысить эффективность и безопасность работ, система сама по инвентарным номерам вагонов будет отслеживать их передвижения по станции.
На этом наша экскурсия заканчивается, хотелось бы ещё побывать там, где работают с пассажирскими поездами.
В интервью телеканалам ВГТРК и РЖД-ТВ меня спросили о впечатлениях от нынешней экскурсии. Я считаю, что железная дорогая - это целый мир, и это здорово, когда ты чувствуешь себя частицей этого мира, чувствуешь свою принадлежность к огромному коллективу.
Ссылка на материал:
http://www.rzdtv.ru/2018/06/26/blogery-chelyabinska-poznakomilis-s-rabotoj-yuuzhd/ Ссылка на материал:
https://youtu.be/mQBEC9Eds30?t=390 Ссылка на материал:
https://www.youtube.com/watch?v=GugaxK1GMloТакие мероприятия, как наш блог-тур, безусловно, нужны и интересны. Неизбитые формы работы всегда привлекают. Например, в марте прошлого года мы побывали в поезде-музее, где экспозиции рассказывают о прошлом, настоящем и будущем железных дорог.
Ещё раз спасибо ЮУЖД, ждём новых приглашений! 😊
О втором блог-туре читайте в материале
"Творцы бархатного пути"