Майдан, беркут и пролетариат

Mar 08, 2014 16:38

Я постарался систематически изожить свои впечатления о Майдане, сказать о его последствии и значении, о вносимых им идеях. Неужто нам, славянству, суждено быть лишь мясом и почвой для чужих идей. Хороших или плохих? А назвать свои собственные события по-новому, отталкиваться от них самих - мы и не умеем? Думаем лишь: а кому это выгодно, Путину, Обаме, Меркель или султану турецкому. Что будет с ценой на хлеб и курсом доллара? Смогу ли я через полгода визу получить?
С таким взглядом мы все проморгаем и будем соревноваться в хлесткости ругательств. Другой закуски может и не оказаться.
Легко находить плохие вероятности. Как мрачно шутят: все дороги ведут к Армагеддону. Куда трудней хотя бы представить плодотворные возможности. Этим я и занимался. Я сопереживал всем участникам событий, но не хочу, чтобы эмоции ослепляли: объективность появляется от схлестывания разных чувств и идей. Я старался глядеть на события панорамно, не увязая во множестве деталей.

По середине между Симферополем и Киевом есть город Кривой Рог. Из него и отправимся в краткий обзор первой украинской революции. Мне рассказывали, каким город был в семидесятые: центр его с краю, на юге, и длинная, на 120 км троллейбусная ветка, вдоль которой шахты, горноперабатывающие комбинаты, и коттеджи в садах. Город славен добычей и обработкой железа: шахты и горнообогатительные комбинаты. Есть и другие производства и учебные центры. Экономика его словно сошла со страниц социалистических книжек: промышленное производство, пролетариат, крупный капитал и мелкая прослойка интеллигенции. Живет там примерно 700 000 человек.
Неожиданен его национальный состав. То есть общий состав, по рассказам, хорошо совпадает с его государственной принадлежностью: украинцев около 70 процентов. Именно они добывают руду, на самых тяжелых работах: шахтеры в основном западенцы, впрочем есть и белорусы, перебравшиеся туда с разрушенной войной родины. А русские были тогда инженерами, директорами - белыми воротничками. Сейчас я не встречал город в сводках волнений на востоке Украины, волнений, которые одни называют "Русской весной" а другие "титушками". Впрочем у нас в России пока эти волнения почти и не замечают. Видимо чурается их и Кривой Рог, хотя и был одним из центров анархистского движения под руководством Нестора Махно. Подробности его истории (конечно, она началась с евреев, улыбочка) есть в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D0%B3

Двигаясь на юго-юго-запад, мимо Черкассого водохранилища приедем в Киев конца ноября 2013, когда там собирается молодежь, интеллигенция протестуя против неожиданного поворота Януковича. Какое-то бюрократическое решение о "дальнейшем всестороннем углублении стратегического сотрудничества по интеграции с ЕС" он отказался подписать (да кто его читал?!) Но это самое "углубление стратегического сотрудничества" было его чуть не главным пропагандистским козырем, так что эффект неожиданности и чувство обманутости - вывели людей на площадь, для музыки и карикатур. Им не понравилось, что вся страна зависит от воли одного человека, они захотели показать, что от них - тоже хоть что-то зависит, что они - не только существуют. Они сами и недогадывались тогда, сколь многое от них будет зависеть. Что появятся выражения "богословие Майдана" и даже "свет Майдана".
Они были избиты, жестоко и необоснованно. В ответ на майдан вышло пол-Киева - кровавое насилие над студентами задело за живое и тех, кто далек от политики. Требования стали меняться: досрочные выборы! Всякая ответственная власть поняла бы: либо надо политически лавировать, вынося спорные вопросы на демократическое обсуждение, референдум, либо просто соглашаться с демонстрантами. Украинская же власть оказалась малоспособной к любому конкретному курсу. Рада раздиралась внутренними противоречиями, президент не делал ничего понятного.
Майдан начал меняться. Тон стали задавать радикалы, которых у нас называют "Бандеровцами". Они шутя сметали со своего пути не только интеллигентного банкира Яценюка, но и Кличко. А путь их вел на баррикады. На улице Грушевского, недалеко от знаменитого стадиона, где гремит слава Лобановского и Блохина, по молчаливому согласию сторон, возникло место для противоборства, которое казалось живой исторической реконструкцией, представлением толкиенистов. Радикалы майдана сошлись там с государственными силами, ставшим знаменитым у нас Беркутом. Я думаю, все видели незабываемые кадры: пенсионерки наливают парням в касках и шлемах горючую смесь в бутылки, которыми те забрасывают сверстников из "Беркута", девушки раздают им бутерброды, бойцы беркута загораются, как факелы, и тушат друг друга. Потом смыкают ряды, строит "черепаху" и двигаются сквозь дым от покрышек на восставших. Погибших от огня или дубинок долго не было, вроде бы от бутылок с зажигательной смесью никто и не умер, и даже не получил необратимых травм.
Все это передавалось в прямом эфире, и, кадры с Майдана войдут, во многие кинофильмы и в индустрию компьютерных игр. Такие красивые зрелища Европа давно видела только по Голливуду. Майдан напоминал грандиозный муравейник: в нем упорядоченно двигались людские потоки, то строя снежные баррикады, то отправляясь в какие-то походы. Украинцы показали удивительную самоорганизацию. Хотя тон задавали разного рода националистические группы, со своими пирамидами "сотников", майдан не стал чем-то узко-национальным: "бандеровец" там был рядом с русским киевлянином, или же выходцем из Полтавы, встречались и крымчане. Не случайно первым погиб молодой армянин из Днепропетровска. Не знал майдан и социальных границ: банкиры, рабочие, профессора, и бомжи дружно передавали друг другу брусчатку для бойцов. И над всем этим ежедневно, если не ежечасно, возносились христианские молитвы. Молились все конфессии, которых на Украине немало и с ними - весь майдан, это были первые за века молящиеся баррикады в Европе.
Так длилось почти два месяца. А что же власть? Она могла бы пойти на уступки, могла бы попытаться водометами (да хоть с вертолетов) разогнать майдан (хотя какой смысл - люди могут собраться в другом месте). могла двинуть танки, но, видимо, - не могла, зная что армия не будет убивать соотечественников. Она - ничего не могла, дезертировала. Особенно наглядным и позорным было дезертирство Рады. Людьми у которых оказалась патриотическая воля к будущему Украины - остались дежурившие на майдане (в критические моменты их число сокращалось до пары тысяч, и именно воля этих тысяч была решающей, а днем порой майдан разрастался и до сотни тысяч.
И не меньше оказалась воля у противостоящего майдану - Беркуту. Только беркут остался верен. Чему? что его держало? Им не читали пламенных речей. Их не кормили милые девушки. Им не играли на фортепиано. (какие сложные вещи исполнял на фортепиано безымянный боевик майдана, как трогательно затихало все вокруг). Чему они были верны? Присяге? Своему пониманию долга? Не лично же президенту, который позорно бросил их, даже не появившись рядом со своими последними защитниками. Или их держала подростковая гордость - не бежать от драки?
Я уважаю их верность и мужество не меньше, чем порыв и дисциплину майдана.
Мы знаем хронику победы майдана. Как вдруг все спели песню "Чао-чао Янукович", даже его недавние сподвижники. Не буду разбирать политические детали, что привело к срыву соглашений, кто поторопился, кто струсил. Киевская революция оказалась более мирной и менее анархичной чем знаменитая февральская революция в Петрограде 1917 г. Важно представить, с чем она столкнется, и что она пробуждает.

В России прежде всего украинские события разбудили околокремлевских политологов. Чуткие к денежных запахам, они понадеялись, что Кремль, как это было и после первого майдана, выделит им денег, пустит на ТВ - "бороться с оранжевой угрозой" которую теперь они называют "бандеровщиной" "фашизмом" и т.п. Даже когда им случается сказать что-то близкое к правде они окружают ее столь очевидной ложью, что вредят пропагандируемым идеям. Правда им и не интересна, кроме личного благополучия им интересны мифы, мудрейшие из них умеют убеждать, что правды и нет, а есть только наши интерпретации, которые надо соотносить с любимым мифом. Этот моральный релятивизм и порой некоторая начитанность делают их идейными постмодернистами, как скажем и "пуссириоток".
Также оживились (и в глубине души загрустили) некоторые радикальные оппозиционеры. Они-то прекрасно знают, что никакой майдан в России в обозримом будущем невозможен. Они - завидуют киевлянам. Ну и... как все мы слишком хорошо знаем: кремлевские стратеги достали планы на случай "распада Украины". Россия, впервые в своей новейшей истории стала действовать империалистически (я не вношу в это слово ни дурного, ни хорошего смысла, а констатирую). Мы долго спорили "на Украину" или "в Украину" надо говорить по-русски. Друзья - куда трудней произнести четыре слова "вторжение России в Украину" (здесь-то следует поставить именно этот предлог, но в самих словах - преступление). И это разбудило русские национальные чувства в связи с Крымом. Они так ясны каждому русскому сердцу, что нет нужды их объяснять в России.

Вернемся на Украину. Будем возвращаться из Киева в Кривой Рог и дальше - в Донецк, именно там, рабочих кварталах происходят важнейшие события сейчас.
Киевская революция сталкивается с "сепаратизмом". Не буду влезать в споры о формировании нынешних границ Украины. Как бы они не возникали - они есть, они признаны международным сообществом и Россией. Они уже не только юридическая реальность - за 20 лет они стали привычными для Европы и мира. Разумеется, также как кремлевская пропаганда представляла киевское восстание чем-то выдуманным госдепом и сделанным "боевиками-бандеровцами-фашистами-из-Львова", так и пропаганда победившей революции в Киеве видит в движении на юговостоке Украины, эпицентр сейчас в Донецке происки Москвы и "титушек". Разумеется, когда Путин наставил на революционную Украину пушку - невозможно этого не видеть. Но никакое стороннее государство не может вызвать столь массовые волнения. Невозможно "проплатить майдан", невозможно и проплатить "русскую весну" - так говорят десятки тысяч, манифестирующих на юго-востоке Украины. Причина волнений, по сути та же, что у майдана - социальная. Многолетняя социальная несправедливость, ложь политиков, неудачи в строительстве украинского государства. Киевляне выгнали дурного президента (за которого Донецк голосовал, хоть и сквозь зубы), почему же жители Донецка не могут выгнать своего губернатора, а если Киеву это не нравится, что ж шахтеры тоже умеют петь "чао-чао" и споют "чао-чао Киев!", не боясь его силы, сдерживаемой русской пушкой. Такой примерно ход мысли сторонников народного губернатора Донецка, Губарева. И воодушевляет русскую весну - Беркут. молодые ребята, чье мужество на востоке стало путеводной звездой в обступающем хаосе.
Если мыслить об этом узле проблем в рамках рамках привычной политики нулевых - выхода нет. Даже и хорошие учебники по политологии вряд ли подскажут созидательные решения, в лучшем случае дадут паллиативы, загоняющие проблемы внутрь. Иногда это лучше чем ничего и всегда лучше кровавого хаоса.
Созидательные решения растут из людских сердец. Мы видели мужество героев майдана. Мы видели и мужество беркута. Теперь всем героям и их сторонникам важно проявлять другие качества. Те, кто открыто дрались - порой мирятся, на Украине - за салом и горилкой. Куда опасней те, кто избегает драки и в нужный момент подсовывает драчунам идеологические обоснования смертоубийства. Беркутовцы и сотники майдана и шахтеры - могут поглядеть друг на друга с вызовом, но открыто. Не захотеть быть символом для услады политических клоунов. Быть мясом для решения геополитических споров. Даже - хуже, не мясом быть а приманкой для тех, кто станет таким мясом.
Захочет ли помочь им это сделать интеллигенция? духовенство, которое пользуется большим влиянием в Украине? (На Юго- востоке это по преимуществу православие (признающее МП) и протестанты). Или интеллегенция испугается нового и пойдет путем оживления националистических реалий и мифов, довольно провинциальных. 20 лет национализм был полезен для строительства новых государств, сейчас романтический национализм толкает к пропасти, знакомой до отвращения.
А что не толкает?
Сейчас наступает судное время советского интернационализма. В котором искренне воспитывались поколения. Часто говорят "нельзя же огульно ругать СССР". Что ж, поколение так воспитанное - еще в расцвете сил, не все ушли на пенсию. Многие воспитали детей в таком духе. Именно на востоке Украины уместно мыслить в категориях "пролетариат, буржуазия, социализм". Именно там социалистические идеи, соединенные с христианской моралью могут дать не только местные добрые плоды но и сделать куда большее: примирить народы, которые счас сталкивает корявая политика одних, геополитические игрища других.
И если Донецку на самом деле удастся сделать хоть несколько шагов в этом направлении, если в Киеве смогут взглянуть без предубеждения на недавних врагов, на презирающих их символы, то украинская революция получит новое, уже социальное измерение. В Донецке многие сердились на снос памятника Ленину в Киеве. Там берегут памятники ему. Что ж! Сейчас шанс показать, что и из Ленина можно почерпнуть что-то хорошее, а не только бурю страстей и дорогу к тирании и террору.

На этом я кончаю пока обзор. Нет, кончаю важнейшим в России рефреном.
Стоп войне! России не нужен Крым ценою крови!

добавлю оптимистическое видео.

image Click to view

Previous post Next post
Up