5 октября. Суббота.
С утра собираемся и покидаем место, оставив все на своих местах.
Большой плюс возвращаться домой в субботу. Это минимальный трафик. Мы лишь немного потолкались на светофорах в Вологде и Ярославле.
В Москве были где-то около 12 ночи.
Итоги поездки:
Пройдено: 3084 км
Из них по грунтовым дорога: 360 км
Истрачено бензина: 338,46 литров.
Затраты на бензин и питание: 27200 рублей.
Вместо Эпилога.
Для тех, кому интересна история Выгореции. И что способствовало ее образованию.
Началось все с реформ Никона, во времена правления царя Алексея Михайловича. Те кто реформы не принял, были названы «раскольниками», сами же они называли себя старообрядцами.
1651-1667 гонения старообрядцев в связи с реформами Патриарха Никона.
С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах.
С 1676 года начинаются массовые самосожжения, только по документально зафиксированным сведеньям погибло 20000 старообрядцев. 1681 массовое восстание старообрядцев в Москве, а в 1682 в Пустозерске сжигают протопопа Аввакума, после чего через 3 дня в возрасте 20 лет скончался царь Фёдор Алексеевич, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Это вызвало очередные волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей - малолетних Ивана V и Петра I при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.
В 1669-1676 гг. Соловецкий монастырь осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. К моменту взятия монастыря в нем почти не осталось монахов. Кто-то погиб, а кто-то покинул монастырь.
До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола. В 1685 году был издан указ - «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом).
В 1694г основывается Выгорецкая обитель как непосредственный преемник Соловецкого монастыря в деле защиты старой веры, открыто выступившего против церковной реформы патриарха Никона и восемь лет выдерживавшего осаду царских войск. Выгорецкая обитель становится центром старообрядчества на Руси и становится негласной столицей Выгореции.
В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек.
В 1702 году Петр I посещает Выг и не трогает старообрядцев.
В начале 1716 года отменены Двенадцать статей и издан указ, согласно которому старообрядцы могут легально жить, но обязаны платить двойной налог.
В 1722 году на Выг (Олонецкая губерния), в старообрядческую общину ради миссионерства был отправлен иеромонах Неофит, он принес 106 вопросов, среди которых был опять вопросы о еретике Мартине и о Киевском соборе. Братья Денисовы в Поморских ответах снова провели подобный разбор ложности и подлога документа, найдя в нём множество откровенных топорных ляпов, и послали ответ Петру. Ответ прочитали, но старообрядцев на сей раз не тронули.
В 1837 году правительственной командой (по указу Николая I) были запечатаны часовни, в 1848 году - экспроприированы земельные владения, позднее стали выселяться и обитатели.
В 1855 году Выговская обитель прекратила своё существование.