Вместо эпиграфа:
Папа (про одну из фотографий): А я думал, это природное.
Я: Папа, у нас природные - только камни, все остальное рукотворное.
Уже много лет в Суккот в Иерусалиме проводится Иерусалимское Шествие. Оно делится на две части - "семейную"/"природную" и "торжественную". В первой половине дня можно выбрать один из трех маршрутов - 17, 10 и 5 км - и пройти с еще несколькими десятками тысяч спутников по красивым местам города до центрального парка Сакер. Во второй половине дня из парка Сакер выходит красочное шествие гостей города со всех концов света, которые благословляют Иерусалим, поют песни на иврите и всячески выражают свою любовь к Израилю.
В последний Суккот я решила попробовать пройти самый длинный маршрут. Тем более, что он начинался относительно недалеко от моего дома и мне давно хотелось ту часть Иерусалимского леса исследовать. Так много я давно не ходила, но успокаивало то, что половина маршрута проходила по городу, так что в любой момент можно было сойти с дистанции и вернуться на автобусе.
В итоге Я ЭТО СДЕЛАЛА! Прошла от начала до конца. Пару раз чуть было не дала слабину, но сделала. Осталась очень горда собой, хотя ноги очень болели.
Для начала карта маршрута, чтоб похвастацца - вот то розовенькое я все прошла, да!
Для того, чтоб все успеть, чтоб на парковке, откуда нас забирали автобусы, точно было место, чтоб не идти по жаре, нужно было очень рано встать. А поскольку я не могла до самого вечера решить, что брать и что надеть, то встать пришлось еще раньше - до восхода солнца. Заодно за чашкой чая получилось им полюбоваться. Погода обещала быть отличной, день задался с самого начала.
Автобус довез все желающих до Хурват Сеадим - начальной точки самого длинного маршрута. Там каждый получил карту, воду и заплатил за участие - но это только те, кто хотел в конце получить сертификат и медаль. Как ни смешно это звучит, ведь это были всего лишь картонка и железка, но именно они меня и сподвигли дойти до самого конца. Я, правда, думала, что героям-с-длинного-маршрута дадут что-нибудь особенноe, ну или хотя бы напишут, какие они герои, что хоть где-нибудь будет фигурировать цифра 17, а в итоге всем выдавали одно и то же!
Первая часть маршрута проходит по лесу Аминадав (об этом лесном массиве, почти полностью высаженном вручную, я уже
как-то писала) - это достаточно широкая дорога, которая почти все время спускается вниз. Совсем несложно! Пугает только, что это самое начало, так ли легко будет и дальше? Хватит ли сил?
Еще с детства я обожаю хвойные леса, они мне напоминают о каникулах, которые мы проводили в Старом Салтове под Харьковом. Запах хвои и смолы, прохладный иерусалимский горный воздух и солнце, теплое именно в той мере, как нужно - идеальное, просто идеальное сочетание для прогулки.
Большая часть маршрута проходит рядом с железнодоржными путями, а потом и прямо по путям - в той части, где сейчас разбит парк.
Небольшое отступление:
Железная дорога Яффа-Иерусалим, одна из первых на Ближнем Востоке, была построена во время османского господства и была открыта в 1892 году. После Первой мировой войны железная дорога, как и вся территория, отошла Великобритании. Во время Войны за Независимость, в 1948 году, она была закрыта. 7 августа 1949 года первый национальный поезд - с цементом, мукой и свитками Торы - прибыл в Иерусалим. С 1950-го возобновилось регулярное сообщение, но с развитием и улучшением шоссе номер 1 потребность в поезде уменьшилась. С 1995-го года из Иерусалима в Тель-Авив ездил один поезд в день (как сейчас помню, это был мой первый год в Израиле и ради интереса я решила проехаться в Тель-Авив на поезде, пришла на вокзал - о-па, опоздала, следующий поезд - завтра :)), позже линию закрыли совсем. Участок Иерусалим - Бейт-Шемеш был закрыт на реконструкцию в 1997 году и открылся 9 апреля 2005 года, конечной была сделана станция "Малха", а часть путей и старый вокзал какое-то время находились в запустении, сейчас они переделаны в парк и в центр досуга и культуры
Первая станция, но об этом позже.
На данный момент из Иерусалима ходит один поезд в час, дорога до Тель-Авива занимает больше полутора часов, к тому же ж/д станция находится на окраине города, не в центре - в общем, ничто не располагает к тому, чтобы делать поезд своим приоритетным видом транспорта. Я, например, воспользовалась этим поездом
только один раз, да и то больше в качестве приключения, когда мне некуда было спешить. К счастью, грядут перемены и скоро, надеюсь, мы все же дождемся так давно обещанный скоростной поезд Иерусалим - Тель-Авив.
Подробней о непростой судьбе железной дороги Израиля можно почитать здесь:
•
https://vilgraf.co/2014/01/24/israelirailroads/•
http://il4u.org.il/blog/about-israel/history/stodvadcatiletie-120-letie-pervoj-zheleznoj-dorogi-v-erec-israel Эта часть маршрута проходит над "действующей" частью дороги, в какой-то момент даже поезд проехал и гармонично вписался в пейзаж.
Первая остановка - Эйн Лаван, мой "домашний" заповедник. Домашний, потому что от моего дома к нему идти - если по лесу - минут 30-35, так что я постоянно вожу туда своих гостей. Недавно его привели в порядок - очистили и починили бассейны, сделали террасы, посадили деревья, через пару лет, когда деревья подрастут, будет вообще сказка. Чуть подробней о нем и чуть больше фото будет в отдельном посте. В этот раз к бассейнам я от дороги не поднималась, экономила силы для дальнейшего пути.
Осенняя природа, немного жаль, что марш-бросок этот проводится осенью, весной тут наверняка намного красивее. Традиционные для Израиля - фиговые, миндальные, оливковые деревья.
После Эйн Лаван маршрут проходит под
Иерусалимским библейским зоопарком, мимо недавно построенного Аквариума и по пешеходному мосту приводит нас к недавно облагороженной части парка Эмек Рефаим - там сделана большая парковка, поставлены столики для еды, беседки вдоль русла ручья (вроде, обещают и воду там пустить в какой-то момент если будем хорошo себя вести) и сделан очень крутой комплекс горок и различных "лазалок" для детей от 1 до 99. Как-то до этого похода ни разу здесь раньше не бывала, отличное место для выпаса детей, теперь рекомендую его всем друзьям.
Парк Эмек Рефаим является частью городского паркового ансамбля, который окружил Иерусалим с трех сторон, - Парка Йерушалаим (Иерусалимского парка), я напишу о нем отдельно чуть больше в следующий раз.
Проходим мимо ж/д станции "Малха" и выходим к Парку ха-Месила (дословно "Парк Рельс") - это замечательный проект, который, как я когда-то слышала, был вдохновлен парком
Хай-Лайн в Нью-Йорке (который, судя по статье в Википедии, в свою очередь был вдохновлен похожим проектом в Париже). Как я писала выше, только часть старой ж/д дороги из Иерусалима осталась действующей, а та часть, которая проходит внутри города, была превращена в парк - был сделан удобный деревянный настил, поставлены скамеечки. Получилась замечательная прогулочная и велосипедная дорога.
Встретились по дороге - прудики с кувшинками, бугенвиллея, внезапно - дикая малина, "остановка для чтения" (где можно взять любую понравившуюся книгу и оставить любую, которая уже не нужна в домашней библиотеке), маленькая кафешка, известная своими свежими соками.
А вот такой заброшенной эта часть города была еще не так давно:
1,
2.
По случаю праздника по ходу парка также были разообразные остановки с развлечениями для детей. На этой можно было поиграть на различных музыкальных инструментах и стать частью ансамбля.
А тут мне просто понравился альтернативный способ перевоза большого количества детей одновременно. :)
Подходим к Первой станции - одному из моих любимых мест в Иерусалиме (впрочем, я так пишу почти про все :)), в интересном типично вокзальном здании с часами теперь расположена кафешка. На протяжении всего Парка Рельс, кстати, развешаны всякие исторические справки и объяснения, про это здание тоже было, но я - как всегда - слишком спешила, чтоб прочесть. Надо бы как-нибудь.
Первая станция - один из самых удачных иерусалимских проектов последних лет. Радостно видеть, как этот уголок города обрел вторую жизнь - и какую бурную! Здесь постоянно проходят какие-то мероприятия, концерты, фестивали, лекции. Уроки йоги на рассвете, танцы по вечерам... Здесь есть кафе, бары и рестораны на любой цвет, вкус и размер. Одно из тех мест, которые я старательно фотографирую каждый раз, но которые отчаянно плохо получаются у меня на фотографиях, никак не получается передать все очарование и тепло этого места.
На Станции было, конечно, столпотворение, я с трудом пробилась купить себе чашечку кофе. Присела отдохнуть перед последним отрезком пути, прошлась между столиками с безделушками, неожиданно спонтанно купила себе джинсовый сарафан (ооочень классный) и отправилась к точке назначения - парку Сакер. По дороге - Монастырь Святого Креста и над ним "кубики" Музея Израиля, Кнессет.
Ну вот и все, я ДОШЛА ДО КОНЦА! УРА! :)