иерусалимское, часть IV. "израильская военщина" ©

Aug 21, 2012 20:02

часть из того, что я фотографировала на одном из последних уроков. урок был в Старом городе и его темой была "фото-история". совет учительницы: "просто откройте глаза пошире, смотрите вокруг и ищите какие-то ситуации, истории; художественные приемы оставьте для другого раза". нечто вроде репортажа. я (традиционно не выспавшаяся и туго думающая) не особо знала, что снимать. и где. поскольку все сразу устремились с места нашей встречи, возле Сионских ворот, в Еврейский квартал, я решила пойти другим путем и поискать свои истории на горе Сион. особых историй, к сожалению, я так и не нашла, но с удовольствием прогулялась по местам, в которых давно не была. :)

как-то так получилось, что мне в то утро встретилось много солдат: часть приехали на семинар, часть - проводили экскурсии школьникам. поначалу, просматривая фотографии, я решила, что ничего в них интересного нет, достаточно будничные картинки. но потом подумала, что неизраильтянам это может быть интересно. и непривычно.

"В этом обществе все - солдаты. Даже те, кто не успел послужить по возрасту или по здоровью. Все солдаты - мамы, папы, бабушки и дедушки, братья, сестры. По пятницам вся страна ожидает своих солдат на побывку, все автобусы приобретают изнутри густо зеленый, бежевый, серый колер военной формы разных родов войск. Никто не жалуется, что в тесноте его пихнули дулом винтовки."

Дина Рубина. "Проводы дочери".

* * *
на Сионской горе есть "секретный" подъем на крыши (не особо секретный, просто и не особо известный :)), с которого можно увидеть дома Старого города. с 48-го по 67-й - это было самое близкое к Стене Плача место, куда можно было подойти. там есть памятная плита, которая увековечивает память все тех, кто пал в битве за Старый город. как раз, когда я там была, туда поднялся солдат. получилось символично: настоящее встретилось с прошлым. или что-нибудь другое в том же духе.




* * *
девушки приехали на семинар в рамках офицерских курсов. "будьте предельно внимательны, когда ходите по городу; вы находитесь во враждебном окружении", - сказала девушкам во время построения их старшая по званию. обидно, когда так называют твой любимый город. но что поделать, если это действительно так...










если я правильно поняла (пусть меня поправят те, кто в теме), синяя изолента на погонах как раз и означает, что скоро они эти погоны поменяют на офицерские.

* * *
там же, во двориках у могилы Царя Давида (которая на самом деле к царю Давиду не имеет никакого отношения ;)), было неожиданно много школьников, разбитых на небольших группки, слушающие экскурсоводов в погонах. как мне потом объяснил один из экскурсоводов, ребята принимали участие в программе "Хец ве-Кешет": часть из них - израильтяне, часть - приехали из Америки и Европы. из того, что я краем уха слышала, экскурсии проводились на английском с вкраплениями иврита.













* * *
эту группу ведут "вслепую" к балкончику, с которого открывается вид на Стену Плача.







в этом месте я страшно заностальгировала, потому что много лет назад именно так я впервые ее увидела. наша экскурсовод остановила нашу группу около каких-то проходов и двориков, сказала закрыть глаза, взяться за руки и идти цепочкой за ней. когда мы по ее команде открыли глаза - перед нами открылось...







* * *
а эти девушки, видимо, только готовились стать экскурсоводами. когда я проходила мимо, они внимательно изучали какую-то табличку на стене и обсуждали, совпадает ли это с вопросами анкеты(?), которую им нужно было заполнить.




* * *
в Израиле особенное отношение к солдатам. они - наши дети. в самом прямом смысле слова: дети соседей, знакомых. те, кто рос на наших глазах. когда я приехала сюда, это были мои друзья. потом - мои ученики. через всего каких-то несколько лет - будут дети моих друзей. всегда, когда смотрю на них, на этих прекрасных серьезных детей, в сердце поднимается теплая волна. в их руках - моя жизнь. и это не пафос и не преувеличение.

"Кроме того, люблю наших солдат - это мой маленький личный сантимент. Люблю смотреть, как, обморочно откинув голову и зажав коленями винтовку, они спят в автобусе. Люблю смотреть, как жуя на ходу питу и забрасывая тяжелый баул в багажное отделение, они влетают в переднюю дверь, лупя прикладом по собственной заднице... Недавно, выгуливая пса, я увидела в нашем дворе солдата. До армии ругалась с этим «мотэком» по поводу полуночных песен под моим окном. Он показался на повороте дорожки. Закинув за спину баул, пошатывался от мертвецкой усталости. Вмиг из стайки играющих во дворе детей с ликующим воплем выпрыгнула его девятилетняя сестра, подбежала, обняла, обхватила его за пояс и повела к подъезду, как ведут сильно пьяных, или легкораненых. Я смотрела им вслед. Они медленно шли к своему подъезду. Он обнимал сестренку за плечи и шел, прихрамывая... День был не субботний, значит, его отпустили домой за какие-нибудь особые заслуги. Я представила, как долго он добирался от ливанской границы, как ловил под палящим солнцем попутные машины и с каким наслаждением сейчас расшнурует и снимет дома свои рыжие ботинки - знак особых боевых частей..."

Дина Рубина. "...Их бин нервосо!"

photo, yerushalayim, israeli

Previous post Next post
Up