Отдельному математику с трудом даются новые результаты, не смотря на её абсолютно искусственный характер или наоборот, как раз в силу её абстрактной нормативности. Поэтому отчётливо бросается в глаза плодовитость определенного исторического периода, который можно назвать линией
Лейбниц (двоичная система) -
Эйлер -
Гаусс (
легенда о талантливом школьнике, в уме посчитавшем сумму чисел от единицы до ста). Может быть создатели этих библиографических проектов переборщили от большой любви к культам, а может быть и так, что был процесс трансляции накопленных идей старой парадигмы с точки зрения новой, с более конструктивным аппаратом. Что-то подобное мы видим в самом процессе математического образования в середине 20-ого века. Кстати, бросается в глаза и современность самоидентификации и институционализации специального математического образования (отличного от «метафизики», то есть физики и философии как формализация языка), что можно проверить библиографической ретроспективой, на примере учебной литературы и
истории возникновения специальных университетских факультетов и ассоциаций.
Интересно, могут ли здесь помочь школьные учебники? С точки зрения легендарных сведений здесь стоит отметить библиографический прецедент
Стевина «
Десятичное» (1585) и биографию
Сильвестра II. То есть, вокруг этих артефактов и предлагается начать «историко-арифметические пляски»:
Математика,
Числа,
Классификация,
Градус,
Антикварная научная библиография,
Арифметические загадки Цивилизации (
*),
Ретик и первая научная революция,
Октава и Панхронометр,
Новый Органон,
Этюд на тему развития хронологии,
Весы Квинтенца,
Можно ли понять хронологическую последовательность возникновения цифр? (
Девять сестёр,
Новая цифра,
Про сотни и десятки),
Из истории итальянских математиков-летописцев,
Десятичная классификация Дьюи и календарные новации,
1787 - письмо об изобретении счёта чисел,
Братья Якоби,
6*6*6,
Иррациональное число,
Историки математики,
Первые математические конгрессы, Карл Фридрих Гаусс … является автором ... функции «целая часть» (
когда я впервые посетил эту страницу там это прямо датировалось 1808-ым годом!), …
Ну и следуя возникающей традиции создания основных концептов Общей Истории, хочу ввести в научный оборот концепцию
Иванова-
Щербинина, отметив их приоритет не столько обращением нашего внимания к историчности цифры «ноль», сколько утверждениями, которые можно свести к следующей формулировке - вычислительная практика, сопровождающаяся изобретением соответствующих инструментов предшествовала процессу формализации знаковых систем. У Иванова это выражено в замечании, что, вообще, "геометрический менталитет" предшествовал абстрактной алгебре и алгоритмизации с числами (были отношения или пропорции), а Щербинин прямо указывает на конкретный пример с абаками и жетонами, использующимися для вычислений без запоминания промежуточных результатов и что записывались только конечные итоги. По крайней мере эти процессы были взаимными и связными во времени только после широкого применения дешевой бумаги. Концепция конструктивна и явно указывает основные направления исследований.
http://retrospect-xix.livejournal.com/95812.html