Как хорошо, что талантливый уроженец Габмурга Густав Гельрих в 1901 переехал именно в Первопрестольную и в результате оставил ей немало своих прекрасных построек, в том числе и стильный модерновый "доходник" на Садовой-Кудринской. Дому уже век, но его запоминающийся силуэт с башенкой по-прежнему украшает угол Садового и Спиридоновки.
У здания 3 адреса (что характерно скорее для прямоугольного Питера, чем для Москвы), т.к. расположено оно буквой "П" - между Садовым кольцом, Спиридоновкой и Вспольным переулком. Возможно, дом построен по каркасной технологии с использованием железобетона, приверженцем коих был прогрессивный немец. Не знаю, жилой ли сейчас дом, но по большей части он набит всякими офисами, банками, почтами и ресторанами.
Доходный дом П.А. Скопника
Садовая-Кудринская, 24
(1906-1908, арх. Г.А. Гельрих)
"6-этажный жилой дом в стиле позднего модерна. Пластичный фасад с эркерами завершается таким же пластичным абрисом крыши. Угловая часть имеет вид трёхгранной башенки с куполообразным завершением. В верхней её части на каждой грани - по одному полуциркульному окну. Снизу угловой эркер "подпирают" мужские скульптуры типа атлантов. На углу, под окном 3-го этажа, балкон с красивой решеткой. Тамбур входа в дом со стороны Садового кольца утрачен.
Один из характерных образцов московского доходного строительства в стиле модерн. Выразительная волнообразная благодаря неглубоким эркерам пластика фасада подчеркнута глубоким карнизом, который последовательно "обводит" по контуру все фасадные выступы, превращаясь над эркерами в подобие козырька. Индивидуален растительный и антропоморфный декор здания, оформляющий фасад со стороны Садового кольца, а также неповторимую угловую часть сооружения, над гранёным башнеобразным телом которой неожиданно помещена вполне традиционная классическая купольная беседка на колоннах ионического ордера".
описание из "Архитектурного путеводителя" (И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач)
вид с Садового кольца;
двор-колодец доходника спрятался за его брандмауэром и за 3хэтажным изуродованным достройками "сараем":
стильный фасад по Садовой-Черногрязской с симметричными эркерами:
деревянные окна довольны удачно заменены на стеклопакеты, сохранён рисунок импостов:
лестничная клетка над "парадным" со стороны Садового:
как видно по старой фотке, входной тамбур подъезда (и палисадник перед ним) не сохранился:
завершения эркеров имеют характерные для модерна криволинейные очертания:
низ эркера:
самая эффектная - угловая часть на пересечении Садового и Спиридоновки:
дореволюционное фото
(к сожалению, во многих местах под карнизом и на фасаде утерян "растительный" декор):
под небольшой башенкой - волнообразные козырьки и 3 полуциркульных окна:
внизу угловой трёхгранник поддерживают 4 атланта:
"cтоят они, ребята - точёные тела, поставлены когда-то, а смена не пришла.."
"..где без питья и хлеба, забытые в веках, атланты держат небо эркер на каменных руках" (с)
сохранился изящный модерновый балкон:
дореволюционному "культуристу" не помешала бы уже небольшая реставрация:
повернув за угол, на Спиридоновку, можно войти в подоротню
(над аркой - икона, а во дворе - гараж, может, бывший каретный или дровяной сарай)
..и попасть в тесный "полуколодец" с дворовыми фасадами без изысков - на них домовладельцы экономили:
какие-то самодельные "балконии":
(нехватка квадратных метров и тут испортила москвичей ;)
вторая наугольная часть - на перекрёстке Вспольного (уходит влево) и Ермолаевского переулков:
подъезд во Вспольном переулке (возможно, и здесь был тамбур-пристройка)
на фасаде в переулке частично сохранились старая оконная столярка:
сосед дома П.А. Скопника во Вспольном -
симпатичный апирный особнячок:
Об архитекторе:
Гельрих Густав Августович (1878, Гамбург - ?)
"Родился в Гамбурге, окончил Политехнический институт в Ганновере. В 1901 переехал в Москву и получил свидетельство ТСК МВД (технико-строительный комитет-?) на право производство работ по гражданской строительной и дорожной части. Имел частную практику в Москве. Член МАО с 1906.
Специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных домов каркасных конструкций; разрабатывал проекты, сочетающие требования комфорта с функциональностью общего решения, придавал внутренней планировке квартир и жилых секций, сгруппированных вокруг лестничных клеток, рациональную чёткость и структурную упорядоченность. Стремился акцентировать архитектурную и художественную выразительность протяжённых многоэтажных фасадов, оживляя их плоскость пластично решёнными эркерами, балконами, скруглёнными, волнообразными выступами стен и венчающих карнизов. Разнообразил ритм окон, искусно обыгрывал гибкий рисунок оконных переплётов, балконных решёток, органично использовал декоративную лепнину.
В конце 1900-х в постройках Гельриха усилились рациональная геометрическая ясность решения фасада, в декор которых включаются архитектурные, декоративные, скульптурные детали в духе неоклассицизма. Для выделения цокольной части используется руст, в верхних этажах обыгрывается графически чёткий сквозной вертикальный ритм 3-хгранных эркеров, угол здания на пересечении улиц иногда эффектно выделяется башенкой, балконом, эркером, что помогает зрительно связать фасады по разным улицам и придаёт зданию выразительность силуэта."
P.S. дальнейшая судьба Г.А. Гельриха точно неизвестна - вероятно, имея германское подданство, с началом Первой Мировой войны он покинул Россию.