UPD: внизу под картинками добавил небольшие тексты - про итальянское "палаццо" на Лубянке, о его дальнейшей судьбе и про то, как Хрущёв "Детский Мир" принимал
Намедни легендарному столичному универмагу исполнилось полвека! (ровестник бати :) Ровно 50 лет назад, 5 июня 1957, в Москве открылся "Детский мир". Самый крупный в Европе магазин детских товаров был построен в 1954-1957 по проекту прекрасного архитектора А.Н. Душкина (автор метростанций "Маяковская",
"Дворец Советов"/Кропоткинская", "Площадь Революции", "Автозаводская", "Павелецкая", сталинской
высотки у Красных ворот) на месте другого торгового дома, дореволюционного "Лубянского пассажа".
И пусть былого ажиотажа - по понятным причинам - "Детский Мир" уже не вызывает, но кто в России не знает торговую марку "ДМ"? И хотя в последние годы ходят разные
слухи о предполагаемом сносе якобы неприбыльного и устаревшего универмага, о его возможной перестройке в современный торговый центр с оставлением только знаменитого арочного фасада, "Детский Мир" уже вписал своё имя в историю города.
Предшественник "Детского мира" - "Лубянскiй пассажъ" и фонтан Витали на Лубянской площади
(теперь этот фонтан в Нескушчном саду, у старого здания РАН):
Общий вид Лубянской площади. Пассаж с зелёной крышей частично виден справа:
"Лубянка" и окрестности
всегда славились своим торговым прошлым:
... и не очень торговым :) -
кусочек Лубянского пассажа (и "ДМ" на его месте) теперь виден слева:
А вот так вид этого же места выглядел бы в 2259 г., глазами мечтателей из 1914
(кстати, архитектурно они, в общем-то, не ошиблись):
"Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранивший свою яркую форму еще с наших времен. В синем воздухе замечаем товарный дирижабль Эйнем, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов"
Строительство "Детского мира", 1954-1957:
Знаменитые часы в магазине, фото ~1987:
"ДМ" от памятника первопечатнику дьяку Фёдорову, 1963.
Рекламные "баннеры" уже были тогда:
"Волшебная карусель", фото современного интерьера магазина:
ДЕТСКИЙ МИР. "Дай лапу, друг, на счастье мне!"
Угол Рождественки и Театрального проезда. Детский мир Алёнки, 2006
Панорама "Детского Мира" от Политеха, 2006-07-20
(вид с точки снимка N1)
UPDATE:
Итальянское "палаццо" на Лубянке. Архитектурное описание универмага "Детский Мир"
(Наталья Душкина, профессор кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ, внучка архитектора А.Н. Душкина, построившего "ДМ")
"Здание универмага "Детский мир" (1953-1957) построено по проекту выдающегося советского архитектора Алексея Николаевича Душкина (1904-1977), автора многих известных сооружений - станций московского метро "Кропоткинской", "Маяковской", "Автозаводской", "Новослободской", железнодорожных вокзалов в Сочи и Симферополе, высотного дома у Красных ворот в Москве, и многих других построек. Его работы получили широкое признание, удостоены премий в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Универмаг "Детский мир" - последняя работа Душкина в большой архитектуре, из которой он ушел в 52 года, в расцвете творческих сил.
Самое крупное торговое сооружение из построенных в Европе в середине прошлого века, "Детский мир" играет важнейшую градостроительную роль в центре Москвы. Будучи поворотным "шарниром" на центральной юго-западной планировочной оси города, оно удерживает от "дефрагментации" протяженное пространство Театрального проезда и обширной Лубянской площади. Монументальный масштаб здания, героический арочный ритм, сочетание больших остекленных поверхностей и лаконичной структуры фасада скрепляют воедино разнородные по своему характеру и стилистике окружающие пространства.
Сооруженный на месте старого Лубянского пассажа, на сложном участке неправильной четырехугольной формы, с перепадом рельефа, "Детский мир" представляет собой одну из ярких интерпретаций "итальянского палаццо" в европейской архитектуре середины XX века и передает новаторский дух, присущий творчеству Душкина. В истории советской архитектуры это сооружение знаменует собой переход от ретроспективной архитектуры сталинской эпохи к минимализму 1960-х годов.
Интерьер центрального двухсветного зала, главный входной вестибюль и эскалаторный холл, детали архитектурного оформления - мраморное покрытие стен и колонн, осветительные приборы, балюстрады, - передают стилистику крупного торгового центра середины прошлого века, ставшего одним из символов эпохи и давшего фирменное название "Детский мир" целой системе торговых предприятий по всей России"
"...О ценности исторического здания "Детского мира" много говорили и писали. В январе 2006 "Детский мир" получил статус памятника регионального значения, и для него был определен предмет охраны, который предполагает сохранение только габаритов и авторского рисунка фасадов. Таким образом, в перспективе от этого сооружения может остаться только внешняя оболочка, да и та, в принципе, может быть заменена макетом, потому что предмет охраны не оговаривает сохранение подлинной субстанции фасадных стен. Все внутреннее пространство подлежит уничтожению в ходе реконструкции. Именно такой процесс у нас на глазах произошел с гостиницей "Москва", которая была полностью разрушена и сейчас возводится заново в соответствии с авторскими чертежами фасадов и с полным изменением внутреннего пространства.
В связи с юбилеем "Детского мира" я хотела бы напомнить, что "памятник" - это комплексное понятие. Оно включает в себя весь комплекс творческих, архитектурных, художественных, инженерных, градостроительных замыслов авторов. Так что, как бы ни радовались сейчас, надо помнить о том, что здание находится под угрозой серьезнейшей реконструкции".
Как Хрущёв принимал универмаг "Детский Мир"
(Из воспоминаний жены архитектора А.Н. Душкина, Т.Д. Душкиной)
<...> "В начале 1953 Алексею [Душкину] было поручено проектирование универмага "Детский мир" в Москве. С этим объектом у него было связано много тяжёлых и мучительных переживаний. Задание было сложным само по себе, универмаг должен быть построен на месте старого торгового пассажа с использованием его фундаментов, Место - центр Москвы, Лубянская площадь, очень ответственно! Проектирование было поручено Алексею самим Анастасом Микояном. Он в то время в ЦК курировал торговлю, а в Московском Комитете партии (МК) этим вопросом ведала Е.А. Фурцева.
И вот тут среди московских архитекторов поднялась целая буря протестов. Душкину была объявлена война, которая в будущем имела для Алексея тяжёлые последствия. Я не могу об этом не рассказать подробно, так как событие наложило глубокий отпечаток на всю нашу последующую жизнь.
Ход проектирования описывать не буду, но сопутствующие обстоятельства знаю хорошо. Сначала было решение правительства реконструировать здание, используя фундаменты старого Лубянского пассажа. Алексей начал работать, детально обследовал пассаж и пришёл к выводу, что в этом нет смысла - надо строить новое здание на новом фундаменте, с частичным использованием старых конструкций. С этим согласились и в Минторге, и в МК. Вот тогда и посыпались письма в ЦК к А.И. Микояну и в МК к Е.А. Фурцевой. Протесты шли от Архитектурно-планировочного управления во главе с А.В. Власовым, от архитектора И.В. Жолтовского, поскольку площадь Дзержинского (ранее Лубянская) относилась к его магистральной мастерской, от других архитектурных организаций. Это был настоящий поход.
Со слов Алексея я знаю, что на одном из совещаний по поводу "Детского мира", на котором он присутствовал, Микоян достал некоторые из этих писем, зачитал вслух и сказал, что вопреки всем высказанным протестам и замечаниям проектирование и строительство будет поручено Душкину. Началась волокита. Здание уже возводилось, утверждённое по приказу ЦК, сверху, строительство велось, П.Д. Корин разрабатывал эскизы мозаичных панно для центрального зала универмага, но АПУ и главный архитектор Москвы Власов не утверждали проект. Мне говорили друзья-архитекторы: "Алексей бросил перчатку московским архитекторам - это будет чем-то чревато".
Но ведь он не домогался этого объекта - его вызвали и поручили! В существовавшей в то время иерархической структуре трудно представить, чтобы архитектор мог отказаться от порученного задания (к тому же, творчески очень привлекательного). Вообще, для Алексея было крайне несвойственно добиваться получения места или должности, активно продвигать себя, искать поддержки. Другое дело, если речь шла о проекте. Когда он побеждал в конкурсе или ему поручали проектное задание, то приступал к делу, и уж тогда принципиально и до конца пытался отстоять свою точку зрения и позицию <...>. Алексей не спал ночами, стал нервничать, очень плохо себя чувствовал <...>. Работа по "Детскому миру" была огромной <...>.
<...> В июне 1957 был открыт магазин "Детский мир". Принимали его члены правительства во главе с Н.С. Хрущёвым. Были Н.А. Булганин, А.И. Микоян, Л.М. Каганович, Е.А. Фурцева и другие. Вернувшись, Лёля рассказал мне, что к нему подошёл Каганович и сказал: "Душкин, как мощный дуб, устоял, выдержал бурю". Когда он уезжал домой после открытия универмага, то к нему обратились две женщины, поблагодарили его "от всех матерей за этот чудный магазин" и подарили ему розового слоника из мыла, купленного в "Детском мире" :)
Алексей также заметил, что во время посещения магазина обстановка среди руководства была напряжённая. Хрущёв был очень мрачен. Вскоре всё наверху разрушилось, и Молотов, Каганович и другие были отстранены. Произошли большие перемены".
(Из воспоминаний жены архитектора А.Н. Душкина, Т.Д. Душкиной: "Жизнь архитектора Душкина. 1904-1977. Книга воспоминаний". М., 2004)
источник текстов - maps-moscow.com