В продолжение
предыдущей публикации, покажем эволюцию станции Гатчина Балтийской ж/д. Ссылки с первых трёх снимков ведут на pastvu.com, где есть отметка на спутниковой карте, и где рядом можно увидеть ещё несколько снимков этой станции в разные годы и с разных ракурсов.
Вот деревянный терем, построенный в 1872-73 гг архитектором Министерства путей сообщения
П.С. Купинским:
Постройка обошлась около 30.000 р. Полный проект здания был опубликован в 1877 г. в журнале «Зодчий» (см.
следующую публикацию).
В царствование Александра III пассажиров стало больше и маленький вокзал перестал справляться с потоком. Кроме того, высокая кровля закрывала вид из дворца на кирху в
Малых Колпанах. И здание снесли. Новое здание вокзала, построенное по проекту того же П.С.Купинского и открытое 19 декабря 1889 года, было уже смещено к юго-востоку (чтобы не закрывать вид из дворца):
Вот что об этом писали газеты в начале 1890 года:
В самом начале января в Гатчине открылся новый обширный вокзал Балтийской железной дороги, построенный в течение лета и осени минувшего года. Главное здание возведено в два этажа и венчается красивыми башенками. Весь наружный фасад, как вокзала, так и платформы, изящно отделан резьбой в русском стиле. Весь второй этаж предназначен для служащих на этой станции. Сюда из старого здания, предназначенного к сносу, переместилась амбулатория 4-го врачебного участка Северо-Западной железной дороги. Врач участка доктор Ненсберг и фельдшер Гомин с удовольствием начали обживать новое обширное помещение своего заведения.
(Цит. по книге В. Кислова «Старая Гатчина. Летопись и очерки медицинской жизни». Часть 3-я, стр. 70. )
А на месте прежнего вокзала в 1890 году появился Царский павильон, предназначавшийся для приема членов императорской семьи:
В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено, а в 1958 году было построено новое каменное здание в классическом стиле по проекту Л. В. Доброницкой. Это здание находится к северо-западу от исторического, прямо на оси Большого дворца:
(фото: Serko, 26 апреля 2008 года, CC-BY-SA 3.0 Unported)
Отдельный интерес представляет судьба царского павильона - он тоже был утрачен в войну, однако на сохранившемся возвышении был выстроен павильон общественного туалета, к которому теперь ведут сохранившиеся от царского павильона монументальные пандусы с каменными отбойными тумбами:
(снимки с сайта
http://history-gatchina.ru)
И в заключение - снимок, сделанный с самолёта в 1910-13 гг., на котором видно второе по счёту здание вокзала и царский павильон (также с сайта pastvu.com):