В Португалию я собирался года три. То поздно собрался, то билеты дорогие, а в этом году решил, что или поеду в мае, или ...
Прямые билеты так и остались недешёвыми - 32к руб Аэрофлотом, и 45к руб Tap Portugal.
Причем, Аэрофлот прилетает и вылетает неудобно - прилет в 0:20 и вылет в 8:40, а сам перелет ~5.5 часа. Таким образом, 2 дня из поездки выпадают.
В общем, решил провести с 29 мая по 1 июня в Лиссабоне, потом на поезде в Порту, там с 1 по 4 июня, 5го вернуться в Лиссабон, и 6го уже улетать.
Получилось вполне нормально. Была только одна дилемма - тащить с собой чемодан в Порту, или пристроить его в гостинице, в которой проведу 1 ночь перед вылетом.
В общем, я подумал, что хранить мой чемодан 4 дня они не будут, и взял чемодан с собой. Ничего страшного не случилось.
Португалия для меня - последняя из "больших" стран Европы, где я еще не был. Понятно, что я не был в Словакии, Словении, Сербии, Македонии и проч., но для меня они мелкие и не такие интересные.
Целей я себе наметил несколько. Глобальные - посмотреть города и попить портвейн. Локальные - в каждом городе немного, но многие цели пошли прахом, зато появились другие.
Впрочем, лучше по пунктам. Причем, про еду и портвейн - в отдельных постах.
Погода всю поездку была так себе. +18+20, ночью до +12, временами и днем было +16, и еще иногда шел дождь. Впрочем, тучи были весьма кстати, хотя бы солнце не жарило.
Потому что всё время приходилось ходить по "горам".
Города весьма небольшие. Лиссабон 550 тыс. человек, Порту - 220 тыс. человек. Это как Рязань и Королёв соответственно. И города весьма холмистые.
Первая картинка здесь не кривая. Это Лиссабон такой кривой (а мост слева на заднем плане вполне ровный). И он более холмистый, чем Порту. А поскольку я предпочитаю ходить пешком (
пример прогулки), то это, можно сказать, причиняло определенные страдания.
Дело в том, что перепады высот в старом городе слишком большие, по сравнению с Москвой и центральными городами Европы. Чтобы было понятно о чем речь, приведу пример:
Планируя в Лиссабоне путь к вокзалу и обратно я купил билет на метро на станции Baixa-Chiado. И запомнил, что там лестница ступеней в 30 и 4 небольших эскалатора. Когда я возвращался из Порту и выходил на этой станции, чуть не вышел там, где 2 эскалатора. Почувствуйте разницу - мне бы высоту в 2 эскалатора пришлось бы преодолевать с чемоданом в руках.
Другой пример - от гостиницы до площади Chiado было всего 600 метров. Но на этом участке мне приходилось 200 метров преодолевать вверх, на высоту 17 метров, и потом 400 метров спускаться вниз на 25 метров. 17 метров - это 5-этажный дом. Про "улицу" Calcada do Duque я вообще молчу - там подъем 36 метров на дистанции 190 метров. 36 метров - это 12 этажный дом. Пешком, по лестнице!
Ну и последний пример - за 9 километров гуляний общий подъем - 1.3 км!!! Это как 13 раз взойти на часовую башню Храма св. Вита в Праге (где 286 ступеней).
И вот так практически везде. Конечно, есть трамвай, метро и, в конце-концов, такси. Но я же не на колесах ездить сюда приехал.
Фуникулёры и лифты - да, тоже есть, но, к примеру, на лифт Санта-Хуса очередь была в 1 час.
В Порту было немного полегче, хотя и не совсем. От моей гостиницы к реке - 1.2 км вниз на 69 метров. Впрочем, один раз, возвращаясь с Вилла ди Гайя, проехал на фуникулёре за 2.5 евро. Лезть в эту гору уже было совсем невмоготу.
В результате, пока гуляешь, сверлит мысль - вот я спущусь, а потом вверх. Возвращаться "обратно", используя метро, в голову просто не приходило. Я ведь перемещался не по прямой, а шел извилистым путём, куда глаза глядят.
Кстати, вниз по крутым спускам ходить не менее проблематично, чем вверх. Тротуары устланы плиткой, которая отполирована подошвами за годы. И если вдруг брякнешься, то покатишься далеко.
Дамам на каблуках тут ходить категорически противопоказано.
Собственно, меня там мучила мысль - а как здесь ходят старики и инвалиды? Я видел всего двух колясочников, с сопровождением. Без сопровождения им передвигаться невозможно.
Архитектура. Всё весьма старинное, европейское, и т.д. Красиво. Тротуары из плитки, азулежу, и всё такое. Азулежу, кстати, надо специально высматривать - бело-голубое на солнце малозаметно, и можно интересные вещи пропустить. А иногда на стенах, совершенно внезапно, есть весьма интересные картины.
Церкви и храмы - производят впечатление нищих. Я имею в виду, по сравнению с остальной Европой. Кафедральный собор Барселоны, храм св. Вита, куча церквей в Бельгии, и т.д. - везде витражи, картины, скульптуры, и прочее. А тут, что в Лиссабоне, что в Порту - натуральная нищета. Картин мало, витражи мелкие, статуй почти нет, стены в основном голые. Есть только два исключения - кафедральный собор в Порту, где есть азулежу, и там же Capela Das Almas, которая вообще вся покрыта азулежу. А, к примеру, в кафедральном соборе Лиссабона вообще делать нечего.
И вот тут как-то непонятно. Португалия же делила с Испанией весь мир. И всё награбленное должно было идти в том числе и в церкви. Или местные церкви кто-то ограбил? Почему не ограбил в остальной Европе? Впрочем, если посмотреть историю, то тут были наполеоновское нашествие, а потом и Бразилия отвалилась. Да, печально.
Транспорт
Есть метро и трамваи, на метро проезд около ~1.3 евро. В автомате легко покупается хлипкая карточка за 0.5 евро плюс нужное количество поездок. В Лиссабоне и Порту карты разные. В Порту на вокзале по ошибке купил зеленую пригородную карту на 2 поездки, оказалось, что мне не туда, 3 евро пропали.
В Лиссабоне карту надо прикладывать к считывателю турникета на входе и выходе. В Порту - только на входе, система как в Праге, турникетов нет.
Поезда из Лиссабона в Порту и обратно ходят каждый час, разные. ICU, помедленнее и с остановками, и Alpha, которая проезжает эти 300км за 2.5 часа. Собственно, всю Португалию можно проехать на поезде или автобусе вдоль за 8 часов и поперек за 4 часа.
На Альфу билет стоит 30.80 евро, вагоны с местами, лучше покупать электронно, т.к. можно выбрать место и даже сесть по направлению движения вагона (есть такая стрелочка, чего у нашей ржд нет). Но чтобы купить билет, на cp.pt надо регистрироваться.
Из Лиссабона в Порту надо ехать со станции Santa Apolonia, а не Oriente - Oriente это вторая станция, придется запрыгивать за 5 минут стоянки. Цена от обоих станций до Porto Campahna - одинаковая.
Я что туда, что обратно, ехал поездом на 12 часов - удобно выселиться, спокойно доехать до вокзала, а к 15ти по приезду уже никаких проблем с временем заселения в другую гостиницу.
В общем, и всё. Чего я не сделал, из того что планировал
- не прокатился на трамвае 28 (вообще на трамваях или автобусах не ездил)
- не съездил в Жеронимуш, Синтру, и проч. Зато внезапно залез на замок св. Георгия, пешком (91м подъема).
Фотографии тут -
Лиссабон,
Порту.
Другие посты: