Первый раз я побывал в Ленинграде, летом 1977 года молодым студентом, по турпутевке для учителей. Матушка работала в ГорОНО и купила ее для меня. Была тогда такая форма учительского туризма, в классах пустующих летом школ расставляли кровати, получалась гостиница с удобствами в коридоре. Быт спартанский, конечно, но поскольку экскурсионная программа была очень насыщена, в школе мы только ночевали.
Одна из экскурсий была в Юсуповский дворец. В нем находился дом работников просвещения Ленинграда и обычных туристов туда не пускали, но для учительских групп делали исключение. Я был поражен тогда великолепием этого дворца и в эту ноябрьскую поездку наметил для себя обязательно его посетить.
Парадный вход во дворец со стороны Мойки. На фронтоне фамильный герб Юсуповых.
Посетить дворец сейчас можно только с экскурсиями, которые проводятся раз в час по сеансам с 11 до 17 часов. Кроме того, каждый день в 13-45 организована тематическая экскурсия по экспозиции "Убийство Распутина". Стоимость обычной экскурсии 180 руб, 150 руб стоит разрешение на фотосъемку, фотовспышку использовать можно. Долго находится в залах дворца не разрешают, за прошедшей с гидом группой идет служительница и подгоняет отставших фотографов, которые пытаются что-то заснять без людей.
Краткую историю Юсуповского дворца и небольшую информацию о Юсуповых можно прочесть в конце этого поста, а пока начнем осмотр. Информацию о помещениях дворца взята с табличек, расставленных в залах, которые я специально фотографировал. К сожалении, не все из них получилось заснять.
Главный парадный вестибюль, архитекторы А. Михайлов, 1830-е гг., И. Монигетти, 1858-1860 гг. В окно видна часть колоннады во дворе дворца.
Осмотр залов начинается с музыкальной гостиной, здесь проходили камерные концерты.
Потолок музыкальной гостиной.
Золоченые зеркала, расположенные напротив друг друга, создают ощущение глубины.
Гостиная Генриха II. Внутренне убранство по проекту архитектора И. Монигетти, 1858-1860 гг. Название гостиной определило использование в отделке элементов стилистики Ренессанса, расцветшее в эпоху Генриха II.
Обивка мебельного гарнитура Юсуповых, выполненного из массива груши, единственная во дворце подлинная шерстяная ткань середины 19 века.
Навершие камина это копия навершия из замка де Вилеруа, находящегося в Лувре.
Кабинет князя, служил одновременно и библиотекой.
Книжное собрание Юсуповых было одним из лучших в России, в частности здесь хранилась огромной ценности первопечатная библия на пергаменте 1462 года. Собрание расформировали по различным библиотекам после революции.
В стеклянных витринах при Юсуповых были выставлены коллекции монет и медалей.
А за этой витриной находится потайная дверь, случайно обнаруженная в 1925 году, за которой были найдены 27 писем Пушкина.
Турецкий кабинет (бильярдная). Здесь иногда проходили вокальные концерты, для улучшения акустики в центральной нише в стене встроены полые глиняные сосуды - голосники.
Мавританская гостиная, созданная в восточном стиле, как дань увлечения востоком, архитектором архитектором И. Монигетти, 1858-1860 гг. Переоформлена художником А. Степановым, 1890-е гг.
Это только часть помещения гостиной, главный зал со стилизованным фонтаном и оконными витражами за нишами находится на реставрации.
Гардеробная. Здесь сохранились подлинные дубовые шкафы, где хранилась одежда князя, на фото не видны. За дверью одного из них находится мраморная ванна, на фото слева.
А это помещение опознать не удалось, кажется, приемная князя. На стене портрет княгини З.Н. Юсуповой 1894 года работы французского художника Ф. Фламенга.
Лестница, по которой князь мог удалится в свои личные покои.
Витраж на окне.
Бюро.
Продолжение История дворца.
На месте нынешнего дворца в начале 18 века находилась небольшая усадьба племянницы Петра Великого - царевны Прасковьи, которая в 1726 году подарила это свое владение лейб-гвардии Семеновскому полку. Полк квартировал здесь до 1742 года. В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу крупного сановника елизаветинских времен графа Петра Шувалова. При нем здесь был построен первый роскошный особняк, который при Екатерине II был продан в казну его сыном Андреем Петровичем.
В 1770-е годы шуваловский особняк был существенно перестроен по проекту архитектора Ж.-Б.Валлен Деламота и в 1795 году по воле императрицы пожалован фрейлине графине Александре Браницкой. Браницкая владела дворцом 35 лет и в 1830 году продала его за 250 тысяч рублей своему племяннику Борису Николаевичу Юсупову.
Новые владельцы предприняли коренную перестройку дворца. Под руководством архитектора А.А.Михайлова было расширено и перестроено главное здание. К нему пристроили трехэтажный корпус с Большим банкетным залом. Переоборудованные дворовые флигели присоединили к главному зданию, в них были размещены картинная галерея и домашний театр. При участии архитекторов Б.Симона и И. Монигетти в период с 1840 по 1860 годы были виртуозно оформлены
роскошные залы и другие помещения дворца.
В начале 1890-х архитектор А.Степанов провел техническое переоборудование Юсуповского дворца. Здание было оснащено электричеством, водопроводом, водяным отоплением и канализацией. Под руководством А. Степанова были заново реконструированы Мавританская гостиная, Дубовая столовая и вершина его творчества Домашний театр. В начале 20 века для новых владельцев дворца Феликса Юсупова и его жены Ирины, племянницы Николая II, был обновлен первый этаж дворца.
В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце группой заговорщиков, в число которых входили Феликс Юсупов, депутат государственной думы В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик С. М. Сухотин, был убит Григорий Распутин. Нашумевшую драматическую и в чем-то мистическую историю этого убийства, известную по книгам и фильмам, я здесь описывать не буду.
В первые годы советской власти, когда закрыли первоначально организованный во дворце музей дворянского быта, многие наиболее ценные произведения искусства и предметы убранства были бесконтрольно вывезены из него. Позже дворец стал Домом работников просвещения Ленинграда, благодаря этому он эксплуатировался не так варварски и бездумно, как другие памятники дворянского быта, и в целом его убранство было сохранено.
Юсуповы.
Юсуповы ведут свою родословную от древнего рода султанов и эмиров, правивших в Мекке в средневековье, один из потомков которого Термес переселился в 12 веке с племенами преданных ему мусульман к берегам Азовского и Каспийского морей. Продолжатель этого рода хан Ногайской орды Юсуф был союзником Ивана Грозного в начале 16 века.
В 1552 году после раздора между русскими и ногайскими повелителями и падения Казани дочь Юсуфа царица казанская Сумбека с малолетним сыном попала в плен, но по ее высокому происхождению была окружена почестями и проживала в Кремле. Юсуф настаивал на освобождении дочери и внука, но получив отказ, решил расторгнуть союз с Иваном Грозным.
Юсуф был убит родным братом Измаилом-мурзой, который был сторонником союза с Россией. Измаил стал новым ногайским правителем. Из страха мести Измаил отправил детей Юсуфа Иль-Мурзу и Ибрагим-Мурзу подальше от себя в Москву к русскому царю. Несколько поколений их потомков верно служили России.
Последними владельцами Юсуповского дворца были Зинаида Николаевна Юсупова, внучка Бориса Николаевича Юсупова, купившего дворец, и ее муж Феликс Феликсович Сумороков-Эльстон князь Юсупов. Именоваться Юсуповым ему было разрешено высочайшим указам, поскольку после смерти отца Зинаиды Николаевны Николая Борисовича мужская линия князей Юсуповых пресеклась.
Юсуповы были крупнейшими землевладельцами им принадлежали кирпичные, текстильные заводы, рудники по всей стране. Кроме того они владели уникальными художественными коллекциями, размещенными во дворцах семьи в Москве, в подмосковном Архангельском, в Крыму и в Петербурге.
Старший сын Зинаиды и Феликса Юсуповых Николай в возрасте 25 лет был убит на дуэли. Младший сын Феликс, женился на племяннице Николая II великой княжне Ирине Александровне, у них родилась дочь Ирина Феликсовна Юсупова, ставшая последним отпрыском рода Юсуповых на русской земле
Весной 1919 года Юсуповы - Ирина, Феликс, их четырехлетняя дочь, Зинаида Николаевна, Феликс Феликсович-старший, покинули родину.