В обратный путь из Италии в Австрию мы направились через Словению. Для проезда по словенским автобанам требуется приобрести стикер на лобовое стекло (35 евро). Пока мы ездили, никто не поинтересовался, есть ли он у нас. Даже обидно :).
Хотя Словения небольшая страна, здесь много интересных мест. У нас был всего один день в запасе и мы решили посетить три главные, по нашему мнению, достопримечательности этой страны: Постойнские пещеры, столицу Любляну и озеро Блед.
Город Постойна, рядом с которым находятся пещеры, располагается примерно на полпути от Триеста к Любляне.
На этом пути, недалеко от Триеста в местечке Липица, находится знаменитый конезавод (туда мы не заезжали), где выращивают всемирно известную породу белых лошадей Липицан. Лошади этой породы, в частности, составляли бывшую главную австрийскую императорскую конюшню в Вене. А сейчас их выездку можно увидеть в так называемой Испанской школе верховой езды (Spanische Hofreitschule) в венском Хофбурге.
Самая крупная в Словении система Постойнских пещер, общей длиной больше 20 километров, образовалась около 3 млн. лет назад в результате карстовых процессов вымывания реками известняковых пород. Одна из рек, Пивка и сейчас протекает внутри пещеры на протяжении 800 метров и вытекает недалеко от ее главного входа.
Люди проникли в пещеры еще в 13 веке, о чем свидетельствуют найденные на стенах надписи. Некий барон Вальвазор в 17 веке составил первое описание пещеры . Подробное изучение пещеры в 1818 году провел местный житель Лука Чеч, который готовил ее для посещения австрийским императором Францем II. Чеч обнаружил несколько, ранее неизвестных, проходов пещеры. Он же стал и первым гидом по пещере, когда ее открыли для всеобщего посещения в 1819 году. Освещение пещеры вначале было факельным, а в 1884 году, раньше чем в Любляне, были установлены электрические фонари.
Сейчас посетителям показывают около 5 километров подземных коридоров. Из них только 500 метров составляет пешеходный маршрут по самой красивой части пещеры с большими залами. Остальной путь туристы проезжают по круговой железной дороге, первые участки которой были построены еще в 1872 году. Две станции этой дороги верхняя и нижняя очень напоминают метро. Вагончики открытые, с парными сиденьями.
В пещере всегда, и зимой и летом, примерно одинаковая температура 8-10 градусов. За время 2-х часовой экскурсии в летней одежде вполне можно околеть, поэтому все старются брать с собой теплую одежду.
Первые сталактиты и сталагмиты, которые видят въезжающие на вагонетках туристы, покрыты копотью. Во время Второй мировой войны фашисты использовали верхние залы пещеры, как склад для горючего. В 1944 году склады были подожжены югославскими партизанами и здесь бушевал пожар.
В некоторых местах коридорах, по которым проложена железная дорога в опасной близости над головой висят остроконечные сталагмиты, вагонетки идут со скоростью 30-40 км/ч, поэтому вставать в полный рост на своих местах опасно для жизни.
Постоянно попадаются отдельно стоящие огромные причудливые образования, многие имеют свои собственные имена.
Во время пешеходного маршрута в самой красивой части пещеры фотографировать со вспышкой почему-то запретили. А для съемки без вспышки местного освещения недостаточно. Иногда отставая от группы, я все же кое-что поснимал.
Трогать сталактиты руками нельзя, но как же можно удержаться от этого? На ощупь они мраморные и довольно гладкие.
Некоторые залы пещеры просто огромны, фотографии не передают истинных размеров.
В самом большом зале, где сделан ровный бетонный пол, иногда проводятся симфонические концерты. Акустика здесь сумасшедшая.
В пещере водятся всякие необычные животные, изменившиеся в отсутствие света жуки, крабы, сороконожки, анфибии. Самая известная из них "человеческая рыба" (Proteus anguinus) она слепа, безцветна, дышит с помощью внешних жабр и имеет ручки и ножки. Во время экскурсии мы никакой живности не видели, но на плакате на нижней станции "человеческая рыба" представлена.
Нижняя станция. В обратный путь.
Обратная дорога из пещеры проходит по другим коридорам.
Ближе к выходу все вокруг подкопченое.
Протекающую внутри пещеры речку Пивку можно увидеть перед самым выходом.
Паравозик, который возил туристов в пещеру в 19 веке.
Мост через Пивку.
Продолжение