Причина запрета велопересечения границы PL-BY на польской стороне

Mar 05, 2013 00:29


Продолжение старой темы: 1, 2. О том, что "железный занавес" посреди Европы держат именно с западной стороны мною много писалось. Про нежелание отменять визы разговор отдельный, сейчас снова поговорю о тех россиянах (и беларусах) у которых визы уже есть.

О том, что российско-финскую границу нельзя переходить пешком, но можно (везде или почти везде) пересекать на велосипеде известно широко. И гораздо меньше людей знают, что до 2002 года пункт пропуска Вяртсиля-Niirala был открыт для пешеходов, чем я несколько раз с удовольствием и пользовался. Потом эту практику прекратили по инициативе финской стороны (российские власти в 2002 ещё не научились говорить твёрдое "нет" иностранцам, когда того требуют интересы россиян).

На границе Калининградской области год назад отличились уже поляки, отказавшись открыть границу для пешеходов.

Белорусско-польская граница на практике все эти годы тоже была закрыта для пешеходов и велосипедистов, хотя как можно прочитать по ссылке 1 выше, белорусский Госпогранкомитет был не против их пропускать, что было довольно очевидным решением: в 2011 году в одном только Бресте консульством Польши было выдано 51295 мультивиз, т.е. при населении Бреста в 322 тыс. мультивизу Польши имел в тот год практически каждый 6ой (в СПб мультивизу Финляндии имеет каждый 5,5ный). Новые сведения на этом направлении появилась недавно, спасибо Геннадию Ващуку, активисту Велобреста. Вот информация белорусской газеты "Ежедневник", откопированная на сайте Госпогранкомитета РБ :

04.02.2013 Анастасия Гурина Почему белорусам нельзя прийти в Польшу пешком?

Польские чиновники не хотят разрешать белорусам пересекать границу пешком или на велосипеде.

Осенью прошлого года активисты кампании «За вело-Брест!» пытались выяснить, возможно ли реализовать на практике прописанное в законе право жителей Беларуси пересекать границу с Польшей пешком или на велосипеде. Велосипедисты уже давно отмечают, что в Литву таким способом можно попасть беспрепятственно, в то время как возле польского шлагбаума обычно возникают проблемы.

Вопрос не праздный - в очередях на белорусско-польской границе автомобили стоят по 5-8, а то и более часов, в то время как пешком или на велосипеде из Бреста в Тересполь можно было бы попасть минут за 20.

По закону Республики Беларусь, пересечь границу на велосипеде можно во всех автодорожных пунктах пропуска. Зная о трудностях, которые возникают на практике, активисты «За вело-Брест!» обратились в белорусский Госпогранкомитет, а также в Пограничную стражу Польши за разъяснениями, действительно ли они могут проехать в Тересполь на велосипеде.

От ГПК вскоре пришел ответ, что на велосипеде можно пересекать границу во всех пунктах пропуска, однако со следующей оговоркой: «В пунктах пропуска Брест (Тересполь) и Домачево (Словатичи) - затруднительно, так как по соображениям безопасности дорожного движения и отсутствия соответствующей инфраструктуры Пограничная стража Республики Польша считает нецелесообразным пропуск через государственную границу лиц пешком либо с использованием велосипедов в данных пунктах пропуска».

Получить ответ от польской стороны оказалось сложнее. После неудачных попыток, Агентству регионального развития «Дзедзіч», которое инициировало кампанию «За вело-Брест!», пришлось обращаться к своему партнеру из Люблина, который в свою очередь попросил журналистов послать запрос от имени местной газеты.

В итоге пресс-секретарь главного коменданта Стражи пограничной Юстына Шмидт ответила: «Из польских формально-правовых правил следует, что нет препятствий, чтобы на польско-белорусской границе совершалось велосипедное движение, но предписания соседнего государства не признают велосипед за транспорт, на котором можно пересекать границу на пограничном пункте пропуска». Исключение, по словам польского пограничного ведомства, белорусская сторона делает только для пункта пропуска Беловежа-Переров.

«В соответствии с соглашениями, заключенными между Республикой Польша и Республикой Беларусь о пунктах пересечения границы, главный комендант Стражи пограничной, а также компетентный орган соседнего государства в случае необходимости и после консультации может позволить пересечь границу на велосипеде», - сообщила пресс-секретарь.

Для этого в ведомства необходимо направить заявления, содержащие обоснованную просьбу, а также дату пересечения границы, место пересечения, количество человек и цель поездки.

Из ответов видно, что обе стороны ответственность за создание препятствий перекидывают друг на друга.

В итоге, вооружившись разрешениями с обеих сторон, активисты компании «За вело-Брест!» все-таки смогли в октябре прошлого года форсировать белорусско-польскую границу на двухколесном транспорте. Однако, как рассказывает координатор кампании Владимир Красько, польские пограничники их предупредили, что им разрешено это «только в виде исключения».

Пять причин не любить пешеходов и велосипедистов

Почему Польша выступает против велосипедистов и пешеходов на границе, недавно выяснял польский портал «Рort Еuropa».

По версии портала, «противниками пешего движения через границу являются чиновники большинства учреждений, которые решают вопрос о пограничном движении». Портал обвиняет польские власти в искусственном замедлении оформления, формальных ограничениях и срыве строительства новых пограничных переходов.

Представитель «Рort Еuropa» Якуб Логинов неоднократно обращался к польским чиновникам за разъяснением ситуации, и сообщил о самых распространенных причинах, какими они объясняют нежелание продвигаться в этом вопросе. А также привел свои доказательства, почему эти причины безосновательны.

Попытки защитить ЕС

Первой из причин является то, что восточные пределы Польши - это внешняя граница Евросоюза. И Европа, якобы, неодобрительно относится к попыткам упрощенного ее пересечения. «Рort Еuropa» же считает эти причины вымышленными, и в доказательство приводит свободное велосипедное и пешеходное движение на границах ЕС с Хорватией и Сербией, украинско-словацкой или белорусско-литовской, а также на австрийско-словацкой границе (последняя до 2004 года являлась внешней границей ЕС).

По мнению портала, Евросоюз не только не запрещает, но прямо поощряет развитие пешего и велосипедного движения, ратуя за ограничение автомобильного движения.

Страх перед контрабандистами

Во-вторых, чиновники утверждают, что пограничными переходами для пешеходов пользуются только мелкие контрабандисты. Открытие такого способа пересечения границы, по их мнению, только увеличит масштаб контрабанды.

Портал соглашается с этим утверждением и в пример приводит пограничный переход в Meдыке на польско-украинской границе. «В Meдыке значительную часть пользователей пешего коридора представляют так называемые “муравьи”», - пишет «Рort Еuropa».

«Но возникает это исключительно из попустительства польских властей по отношению к контрабандистам», - уверен Якуб Логинов. Портал «Рort Еuropa» много раз посылал польским учреждениям, ответственным за пограничное движение, комплексные концепции решений, которые практически исключили бы мелкую контрабанду, однако каждый раз они игнорировались.

«Многие представители местных властей закрывают глаза на мелкую контрабанду, трактуя это как один из способов разгрузки социальных проблем на восточной границе», - уверен польский ресурс.

Пешеходный переход никому не нужен?

Третья причина, по которой вопрос пешеходных и велосипедных переходов не интересен польским чиновникам - это мнение, что пешими пограничными переходами пользуются только местные жители пограничной зоны.

«Рort Еuropa» с этим категорически не согласен и утверждает, что уже существующим пограничным переходом в Медыке пользуются многие путешественники, едущие во Львов, Киев или в Крым. «Путешественники едут поездом к Перемышлю, потом автобусом к Медыке, границу переходят пешком и на другой стороне границы садятся на маршрутку во Львов, - пишет портал.- Потом во Львове пересаживаются, например, на поезд в Киев или Крым. Такой способ путешествия общеизвестен всем, кто регулярно путешествует на Украину, рекомендован он и на интернет-форумах, потому что это просто, быстро и дешево».

Слишком дорого?

Польские чиновники часто утверждают, что на открытие пешеходных переходов пограничники не имеют денег.

Что дешевле, задается вопросом «Рort Еuropa»: строительство малого, туристического пограничного перехода для пешеходов и велосипедистов, где достаточно маленькой будки для пограничников и таможенников, или громадного терминала для автомобилей, автобусов и грузовиков, вместе с подъездными путями?

Пеше-велосипедные пограничные переходы можно строить даже там, где нет подъездных путей - достаточно полевой дороги или горной тропы. «Речь идет о том, чтобы развивать активный туризм и таким образом оживлять хозяйственно небогатый, но ценный туристический регион Бещад, Ростоща, Подляшья или Сувальщизны, а не делать там вместо этого автомобильное движение», - пишет портал.

Игра в молчанку

В качестве еще одного аргумента чиновники приводят нежелание соседних стран организовывать подобные переходы.

Портал «Рort Еuropa» уверен, что о нежелании речи не идет - на переговорах стороны просто не поднимают этот вопрос. «Достаточно просмотреть стенограммы из заседаний польско-украинских комиссий по делам границы или других встреч. Тема пограничных пешеходных переходов не затрагивается ни чиновниками из Польши, ни из Украины».

Судя по ответам польского и белорусского пограничных ведомств, можно предположить, что Беларусь и Польша также редко поднимают этот вопрос на совместных переговорах.

велосипед, граница, Польша, Белоруссия

Previous post Next post
Up