Запрягали мы как обычно долго...
Вот уже 13 лет, с 2003 года в акватории Химкинского водохранилища у причала ООО "ПортХладоКомбинат" пришвартован сторожевой корабль "Дружный". Не побывал на нём наверное только весьма ленивый урбантурист, да и тот скорее всего побывал, просто сказать стесняется. Мы же собрались добраться до "Дружного" только этой зимой, ну что тут сказать - мы боги лени и раздолбайства.
Краткая справка:
Сторожевой корабль «Дружный». Бортовой номер «754». Проект 1135 «Буревестник». Классификация НАТО «Krivak».
04.06.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ
12.10.1973 г. заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калиниграде
22.01.1975 г. спущен на воду
30.09.1975 г. вступил в строй
25.10.1975 г. включен в состав ДКБФ
25.08.1978 г. нанёс визит в Гётеборг (Швеция)
04.10.1979 г. и 09.08.1982 г. нанёс визит в Росток (ГДР)
07.08.1981 г. нанёс визит в Хельсинки (Финляндия)
26.05.1983 г. нанёс визит в порт Тунис
01.06.1993 г. нанёс визит в Кадис (Испания)
В 1981 г. и 1998 г. завоёвывал призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ)
В 1998 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ)
С 28.03.1984 г. по 04.04.1984 г. участвовал в оперативном КШУ ВМФ «Атлантика-84»
С 01.07.1988 г. по 21.01.1992 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» прошёл капитальный ремонт
26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский
В сентябре-октябре 1994 г. участвовал в совместных учениях ВМС стран НАТО «Co-operative-94»
В 2003 году выведен из состава флота. После демонтажа секретного оборудования и военной техники «Дружный» отправился в Москву, чтобы стать частью создаваемого правительством Москвы музея военной техники на Химкинском водохранилище.
С 2003 года по настоящее время пришвартован у причала ООО "Портхладокомбинат" где постепенно ржавеет и разворовывается на металлолом.
Как всегда, нас пёрло на сухую. Вместо того чтобы доехать до Ленинградского шоссе и спокойно подойти к кораблю вдоль берега, мы, как истинные почитатели девиза "Слабоумие и отвага", решили идти напрямую через Химкинское водохранилище по льду. И всё бы ничего, но в этот прекрасный январский день столбик термометра показывал +3 градуса и такая погода стояла уже третьи сутки, в добавок к этому с неба поливал изумительный московский январский дождь. В связи со всем вышесказанным, лёд на водохранилище не внушал доверия, однако когда нас это останавливало?
Убедившись, что на льду присутствуют рыбаки, весящие вместе со своим барахлом заведомо больше нас, и посчитав, что для проверки прочности льда этого достаточно, мы тронулись в путь. Сделав буквально по два шага по поверхности льда, мы провалились по щиколотку... Оказалось, что из-за теплой погоды лёд подтаял и превратился в этакий бутерброд - сверху тонкий слой льда, под ним 10 сантиметров ледяной воды и дальше снова лёд, но уже толстый. Мы подумали, что, раз уж мы все-равно вымокли, то отступать уже бессмысленно и мы решили двигаться дальше навстречу нашей цели. Как выяснилось, идти по этому сэндвичу из говна и грязи из воды и льда совершенно не удобно, поэтому, покурив спайса включив смекалку, мы увидели розового динозавра хорошо утоптанную лыжню, идущую в нужном нам направлении. Лыжня, несмотря на царящую вокруг "весну", хорошо выдерживала наш вес и мы беспрепятственно дошли до противоположного берега.
За 10 метров до берега мы услышали жужжание со стороны Речного вокзала, подумав, что это "Бззз" не с проста мы ускорились и, уже выскочив на берег, увидели несущийся в нашу сторону катер на воздушной подушке, принадлежащий МЧС. Спасатели, увидев, что мы благополучно выбрались на берег, исполнили "полицейский разворот" и убыли восвояси. Мы тем временем начали искать точки поверхностного натяжения окружающей реальности, дабы, с помощью скилла "Телепорт", пробить пространство и время и оказаться на борту "Дружного".
Дальше рассказывать особо нечего. Да, снаружи корабль выглядит внушительно, но находясь на борту, с близкого расстояния, становится ясно - корабль мёртв. Кругом тлен, разруха, грязь и мусор. Всё, что не сняли вояки, спилено "металлистами", в помещениях "помойка", на стенах надписи.
Несколько малоизвестных фактов:
Есть информация, согласно которой "Дружный", несмотря на расхожее мнение, никогда после окончания своей военной службы не предназначался для использования в качестве корабля-музея. В 2003 году группа частных лиц купила корабль у флота по цене металлолома и заказала переоборудование СКР в многофункциональный развлекательный центр - ресторан-казино. В документации "Дружный" обозначался как "музейно-культурно-развлекательный комплекс "754". Был разработан архитектурный проект размещения корабля у Фрунзенской набережной рядом с Андреевским мостом в центре Москвы.
Основу инфраструктуры культурно-развлекательного комплекса в соответствии с концепцией проекта и имеющимися возможностями должны были составить следующие объекты:
два ресторана на 200 и 70 посадочных мест;
киноконцертный зал на 400 мест;
дискотека на 200-250 человек;
интернет-кафе на 50 человек;
зал игровых автоматов для детей (на 50 автоматов);
торговые павильоны на 30 мест;
иные объекты культурно-развлекательной сферы деятельности.
Общая площадь объектов инфраструктуры развлекательного комплекса по проекту составляла около 4 000 квадратных метров. Выделялось лишь скромное помещение под музей истории корабля.
Претворить планы в жизнь сразу и установить плавучее казино в запланированном месте по разным причинам не удалось, а в связи с запретом на игорный бизнес в местах вне оговоренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" "основное" использование плавучего игорно-развлекательного комплекса стало невозможным. С 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за некоторым исключением, может осуществляться только в четырех специальных игорных зонах, и Москва в этот список не входит. Когда смелая идея с плавучим казино в центре столицы не удалась, хозяева предлагали правительству Москвы выкупить корабль - на этот раз полностью под музей, но их предложение не было принято.
Это единственный известный случай в России, когда частные лица заказали переоборудование бывшего боевого корабля под плавучее казино для размещения на Москве-реке. Дооборудовать корабль игорным оборудованием и отделать каюты, холлы, бары и другие помещения по лучшим стандартам планировалось уже по прибытию в Москву.
Схема перепланировки СК "Дружный", в казино или в музей - не известно, найденная на борту корабля.
Фото: Lana Sator
Так же известна история: летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку некоей фирмой и с помощью буксиров его таскали взад-вперед по водохранилищу, а на борту гуляли пьяненькие "коммерсы".
Есть информация, что, после того, как правительство Москвы отказалось выкупать корабль под музей, сторожевик был выставлен хозяевами на продажу по сути по цене металлолома - за 2,5 миллиона рублей, существовал даже соответствующий "пост" на Avito. Однако покупателей так и не нашлось, ведь для превращения "Дружного" в музей, то есть для подготовки его под полноценную музейную экспозицию (культурно-мемориально-развлекательный комплекс, но уже без игровых автоматов и рулетки) и просто для приведения в нормальный вид необходимо потратить немалые средства. Это могут позволить себе только государственные структуры - московские или федеральные, а для частных инвесторов объект большого интереса не представляет - на музее морской славы прибыль не сделать. Никто из официальных лиц никаких планов насчет дальнейшей судьбы борта "754" не озвучивал. Нахождение корабля у причальной стенки и ежегодное поддержание на плаву требует затрат, поэтому рано или поздно может случится так, что "Дружный" будет отправлен под автоген.
Говорят, что на корабле несколько раз проходили съемки сцен для каких-то фильмов, но для каких именно мы не знаем.
И всё-таки, несмотря на общее состояние корабля, сходить сюда хотя бы раз стоит - очень здорово ощущается былая мощь этого красавца.
На борту сохранилось различное деактивированное вооружение:
Артиллерия: 2×2 - 76-мм АУ АК-726
Ракетное вооружение: 2×2 - ПУ ЗРК «Оса-М»
Противолодочное вооружение: 1×4 - ПУПЛРК (4 ракето-торпеды «Метель»), 2×12 - РБУ-6000
Сохранились также элементы РЛС корабля.
Так же имеются шлюпка (судя по значку, производства BMW =)) и малый катер.
Внутрь корабля нам попасть не удалось, все люки были задраены. Однако, покидая корабль, мы наткнулись на сторожа, выползшего из помещения капитанского мостика и ошарашенного нашим присутствием. Оказывается данный персонаж "сторожил" корабль все те два часа, что мы там гуляли, а не заметил нас потому, что... Ну не заметил и не заметил - какая разница? Сей субъект, похожий на БОМЖа с рацией, узнав, что мы припёрлись по льду, слегка офигел от нашей придурковатости и сообщил, что на борт можно попасть по берегу, через ворота "ПортХладоКомбината", просто подойдя к охране и заплатив по 100 рублей с человека. За эти деньги нас бы проводили на борт, открыли бы все помещения и перестали бы нас замечать. Единственное условие - приходить в нерабочее время, когда начальства уже нет на месте: по будням после 19 часов, либо в выходные в любое время. В общем подрабатывают ребята, денежки всем нужны.
Сторож предложил нам вернуться на борт и пойти погулять внутрь судна за пресловутые 100 рублей, но мы настолько налазались и промокли под дождем за эти два часа, к тому же промокшие ноги всё настойчивее напоминали о себе, что вежливо отказались и пообещали прийти большой компанией летом с шашлыками и пивом. Возражений не последовало.
Основные характеристики корабля:
Водоизмещение 3436 т
Длина 122,9 м
Ширина 14,19 м
Осадка 7,21 м
Двигатели 2 ДТ-59
Мощность 52 000 л.с. (38,2 МВт)
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 4600 морских миль
Экипаж 180 человек (в том числе 22 офицера)
Значки, выпущенные к десятилетию музея ВМФ в Тушино. Значок с "Дружным" выпускать явно поторопились...
Фото: ?
Сторожевой корабль "Дружный" на параде в Санкт-Петербурге, май 1995 года.
Фото: ?
Старое фото СК "Дружный".
Фото: ?
При буксировке "Дружного" на Химкинское водохранилище, всё оборудование, находящееся выше капитанского мостика, включая РЛС, пришлось демонтировать - иначе, из-за своего немалого роста, корабль не мог пройти под железнодорожными и автомобильными мостами, встречающимися на пути. После швартовки у причала ООО "ПортХладоКомбинат", все демонтированные надстройки были восстановлены.
Буксировка "754"-того на Химкинское водохранилище. Канал имени Москвы, аванпорт №380 - "Большая Волга". Московская область, Дубна. 9 ноября 2003 г.
Фото: tormentor
Уставшие и замерзшие, но довольные прогулкой мы подумали (на самом деле не подумали - не чем) и отправились обратно тем же порядком - по льду. А почему бы и нет - "Слабоумие и слабоумие".
Вот вам несколько фоторожиц, куда же без них - самолюбование никто не отменял.
Ну и конечно же бонус - благодаря любимой супруге, у меня теперь есть экшен камера, спасибо ей огромное за этот подарок!
Снимать и редактировать видео я пока только учусь, поэтому просьба сильно не ругаться.
Вот что получилось:
Click to view
Спасибо за внимание! С уважением, SEMPER.