юзаем HDR на дому

Sep 14, 2014 21:37


    А сегодня, дорогие дружья, расскажу вам про технологию HDR - в том понимании, в котором понимаю её я, то есть в никаком! Написать сие сподвигнул меня разговор на эту тему с уважаемым mevlevi в каких-то комментариях, ну и заодно поделюсь с вами. Сразу оговорюсь - мануалов про это дело в инете пруд пруди, ни один из них я не читал, до всего как-то доходил сам, поэтому не удивляйтесь, если мои методы покажутся вам убогими, средневековыми и недостойными для публикации на светлых страницах этого неуважаемого журнала.

Для чего нужен HDR? Поясню на примере. Идёте вы, скажем, вдоль леса, собираете грибы, а тут бац! - красивое синее небо с подсвеченными закатным светом облаками над деревьями. Рука сама роняет корзинку с мухоморами, а вторая тянется к зеркалке, мыльнице или что там у вас? телефон? к телефону, да. Фотографируете всю эту красоту, и тут выясняется подстава: вместо красивого неба оно белое и плоское, но зато лес яркий и хорошо прорисован. Либо небо красивое и рельефное, но зато от леса и переднего плана остался только чёрный силуэт.

То есть либо так, либо так:




«Что за фигня?» «Куда бежать?» и «Я буду жаловаться в полицию!» - вот те немногие вопросы, которые приходят в голову в этот момент. Почему мы видим одно, а фотографируется другое? Хитрость в том, что человеческий глаз воспринимает очень широкий диапазон изменения яркостей объектов, в то время как даже у самых хороших современных камер этот диапазон гораздо ниже. Вот и получается такая бяка при фотографировании контрастных сцен. Как бороться? Для этого и существует технология HDR (High Dynamic Range).

    Итак, есть исходные данные: Лиссабон, вечер, красивое рельефное небо, с подсвеченными закатными облаками, которые так и просятся в кадр. Выставляем в фотоаппарате приоритет диафрагмы (AV mode) и брекетинг с шагом, скажем, от -2 до +2 (у меня это выглядит так):



И делаем подряд три кадра с одной точки. Получается вот что:

1. Обычный кадр (ни то, ни сё: нижняя часть кадра тёмная, особенно это видно в чёрном пятне растительности справа,
где почти отстутствуют детали; небо в принципе нормальное, но в центре явное пятно засвета):



2. Затемнённый кадр (небо с прорисованными деталями, зато город чёрный, как пьяный негр в воскресную ночь):



3. Осветлённый кадр (город нормальный, зато весь объём в небе куда-то делся, как наличка через неделю после зарплаты):



Что делать с этим добром? Можно нажать DEL и пойти фотографировать старушек на лавочке, а можно попробовать сделать из этих трёх картинок одну, но с HDR. Грамотные хэдээрщики подскажут вам с десяток разных софтов для этого дела, например Photomatix Pro или easyHDR PRO, но я тёмный и по старинке юзаю то, что всегда под рукой - старый добрый Фотошоп. Вот и сейчас попинаем и попробуем заставить поработать нашего фотожопистого друга.

СПОСОБ №1, программный.

Сначала лезем в File / Automate / Merge to HDR Pro...



...и скармливаем проге три наших пикчера. Если во время фотографирования вашего шедевра вы были хорошими мальчиками и девочками и догадались разобрать штатив - то сразу смело жмём ОК. В моём же случае всё снималось кривыми дрожащими руками, поэтому необходимо предварительно выставить галку «Attempt to Automatically Align Source Images», чтобы фотошоп попробовал автоматически совместить друг с другом изображения на наших слоях.



Ну а потом - бодро двигаем ползунками справа, и через какое-то время получается наш заветный ХДР:



(я всё делал наспех, поэтому к окончательному варианту у меня и самого есть придирки; но суть, надеюсь, ясна).

и СПОСОБ №2, ручной

Должен сказать, что моя врождённая подозрительность не верит в деда Мороза, Карлсона и автоматическую склейку. Пусть даже и в уважаемых мною программах. Поэтому я предпочитаю всё делать руками (и я не о том, что вы подумали). HDR тут у меня получается даже быстрей, чем двигать ползунки в первом случае, но вариант на любителя. Всё просто: собираем все картинки в один файл на разные слои (в данном случае подойдут только вторая и третья картинки, то есть самая тёмная и самая светлая), и добавляем маску верхнему слою:



Маска - это не только кино с Джимом Кэрри, но и штука, которая может делать прозрачными нужные вам участки слоя, которому она присвоена. Зачем? Чтобы через эту прозрачность просматривались участки нижнего слоя. В данном случае нам нужно у верхнего тёмного слоя оставить небо и стереть город (да-да, стереть Лиссабон с лица Земли!) - но не бойтесь: на нижнем слое в том же месте - тот же город, но устраивающий нас по цвету. Итак, чёрной кисточкой с мягкими границами зарисовываем на этой маске те участки, которые хотим сделать прозрачными.



Таким образом сквозь прозрачную часть маски верхнего тёмного слоя у нас виден низ от нижнего светлого слоя, и получается результат, которого добивались. Маски удобны тем, что их можно включать и выключать, как кофеварку, а также удалять - не причиняя вреда исходному слою. Что удобно.
    Немного движений мышкой для убирания вьентирования по краям и осветления совсем уж тёмных участков и вуаля:



Ну и финальные штрихи - сливание слоёв, умный шарпинг, повышение насыщенности, рамка, копирайт, и получается вот такое. Тёмные участки стали светлее, светлые - темнее, и в результате фотография стала примерно такой, какой её видит человеческий глаз. На всё у меня ушло три минуты.
    Можно сохранять джипегом:



ЗЫ. Да, я знаю, что есть много способов избежать этой возни. Например, можно работать с RAW'ами и вытянуть плоское небо при обработке фотографии в редакторе, но это тоже требует возни и не у всех техника позволяет это снимать и обрабатывать - мой старый комп, например, был процем слаб и обработка РАВок была ему не по гигагерцам. Что ещё? Можно также во время съёмки пользоваться градиентными фильтрами, но есть они не у каждого - у меня вот до сих пор нету; да и это не панацея, так как они годятся только для ровных горизонтов, а ту же гору, или сцену через проём окна уже не снять. Наконец, во многих современных фотоаппаратах (да и телефонах тоже) есть сразу функция съёмки в HDR (например, в моём Canon 6D такая приблуда тоже есть), но работает это пока сыровато - я вот несколько раз пробовал, и результат меня категорически не устраивает.

Картинка из серии «ваши прыщи до и после».




Хороших вам ХДР-ов! :)

ЗЫ. Хотя, боюсь, этим контрастным ребятам никакой HDR не поможет :)



мануал, Португалия

Previous post Next post
Up