Nov 03, 2014 20:46
…Теоретическая неопределенность, отсутствие связи с конкретными научными дисциплинами и неконструктивность основных положений непосредственно для исследовательской работы являются следствием игнорирования основной проблемы системологии - раскрытия системообразующего фактора. Без определения этого фактора ни одна концепция по теории систем не может быть плодотворной. Трудно допустить без него существование какой-либо теории систем и прежде всего общей теории систем...
Советский физиолог Пётр Анохин
Есть темы, на которые написано много слов, но эти темы не греют ни душу, ни сердце. Одна из таких тем - «система», «системный подход». Читаешь статьи про системы, и ничего в них не цепляет, ничто не пригождается, чувствуешь, что тянешь пустышку, хотя системный подход считается хорошим, правильным подходом, а бессистемность осуждается.
Система, в переводе с греческого, означает целое. Поэтому такие выражения как «целостная система» или «системная целостность» являются тавтологиями, недопустимыми в науке. Слово, которое участвует в распространённых тавтологиях, - подозрительное слово, к использованию которого надо предъявлять повышенное внимание. Оно может обмануть и тем навредить обманутому человеку.
Поскольку я специалист лишь в общественных науках, то буду говорить о вреде системного подхода лишь к обществу.
Общество, если без системного подхода, - это всего лишь люди, общающиеся люди. Они общаются: торгуя, делая подарки, принуждая и обманывая. Но системный подход порождает, наряду с людьми, ещё один объект - общество, которое так и хочется написать с большой буквы: Общество.
Существо, порождённое системным подходом к обществу, может иметь и другие названия: Народ, Нация, Социальная Общность, Социальная Система. Это Высшее Существо наделяется волей, душой, нуждами, интересами. Причём интересами более высокого порядка, чем интересы людей.
Побудить человека служить интересам других людей, если это не близкие люди, непросто. Проще побудить его служить интересам Общества, которые гораздо выше интересов людей.
Цари и короли оправдывали свою власть своим божественным происхождением или божественным служением. Но сегодня эта фишка плохо работает. Современные демократии оправдывают свою власть служением другому фантастическому существу - Обществу. И эта подмена позволяет организовать невиданное для царей и королей принуждение. Мизерные в сравнении с нынешними временами поборы царей и королей со своих подданных вызывали бунты и революции. Современные демократы могут содрать со своих налогоплательщиков половину и даже больше доходов, отобрать у них золото или иностранную валюту, обвинив их в вывозе капитала…
Системный подход верно служит государственным людям в оправдании налогов и другого государственного принуждения. А жертвы системного подхода - те, у кого нет близких друзей среди государственной верхушки, те, кто получают крохи по сравнению с тем, что отбирают у них на нужды Народа.
Может ли системный подход к обществу вести к справедливости, а не к государственному грабежу? Может, если воспользоваться рекомендацией Петра Анохина и правильно раскрыть системообразующий фактор справедливого общества. Таким фактором является право, справедливость, а единственное, что сплачивает справедливое общество - борьба с преступниками.
Сплачивать людей для служения Обществу, значит создавать несправедливое общество, где у власти будут преступники, грабящие подвластных в интересах Народа.
Сплачивать людей для борьбы с преступниками, значит создавать справедливое общество, где правые люди властвуют над преступниками, сами оставаясь никому неподвластными.
система,
День народного единства,
общество