Будь альтруистом, уважай эгоизм других.
С. Лец
Прочитал
статью Ольги Амелиной в Макспарке, которая называется «Коллективизм и индивидуализм». В ней Ольга утверждает, что люди делятся на:
• тех, кому важнее всего собственное благополучие - эгоистов и индивидуалистов и
• тех, кому важнее благополучие окружающих людей - альтруистов и коллективистов.
При таком определении все люди эгоисты и индивидуалисты.
Нет людей, которым интересы окружающих важнее собственных интересов. Всем людям всего важнее собственное благополучие. Да, бывает, что люди помогают своим близким и даже иногда незнакомым людям. Но делают это они в собственных интересах, потому что испытывают радость от радости тех, кому они помогают. Люди всегда стремятся к собственному благополучию. Даже когда они делают подарки. Против своих интересов люди поступают, когда обманываются, когда их обманывают или когда их принуждают. Людей, которым благополучие окружающих важнее своего, просто не существует.
Не существует альтруизма и коллективизма, если определять его так, как это делает Ольга.
Я предложил Ольге найти альтруистов и коллективистов, которым благополучие окружающих важнее собственного благополучия. Я даже упростил Ольге задачу: попросил её найти альтруистов и коллективистов, которые готовы жертвовать своим благополучием не для всех окружающих, а только для одного окружающего - для меня. Пусть они помогут мне деньгами в ущерб своему благополучию. И чем больше денег я получу, тем большую величину альтруизма и коллективизма, измеренную в деньгах, мы получим. Если я ничего не получу, значит, значение альтруизма и коллективизма равно нулю.
Конечно, Ольга не нашла своих альтруистов и коллективистов. Она потребовала от меня доказательств, что я реально нуждаюсь и что мне нечего есть. Выходит, что её альтруисты и коллективисты - это те, кто заботятся о благополучии не всех окружающих, а только о тех, кому совсем нечего есть. И то - плохо заботятся, потому что в Африке есть голодающие. Это я точно знаю.
К чему я всё это пишу?
Рассуждая на общественные темы, люди пользуются словами, которые не держат смысла. В данном случае это такие популярные слова, как «коллективизм» и «альтруизм». Употребляя такие слова, любители поговорить на общественные темы ни к чему не приходят, а лишь сотрясают воздух и портят бумагу. Любая идея, даже самая бредовая, может стать руководством к делам. А всё потому, что науки об обществе нет. Современные обществоведы: экономисты, социологи, правоведы - обучая студентов, получая награды и звания, лишь делают вид, что она есть.
Не имея науки об обществе, мы не умеем общаться, а потому часто решаем социальные проблемы не соглашением, а принуждением и обманом. Мы даже плохо отличаем одно от другого - соглашение от принуждения и обмана. Отсюда - войны и накопление смертоносного оружия, которое, если бабахнет, то мало не покажется.
Я написал книгу «Грани. Критика современного обществознания», в которой изложил своё видение науки об обществе. До недавних пор я её альтруистично давал почитать всем желающим . Но сейчас я этого делать не могу. Я передал право копирования этой книги немецкому издательству Lambert, у которого желающие могут её приобрести, но уже за деньги. 28 сентября она появится в каталоге книжного магазина
https://www.ljubljuknigi.ru в разделе «Общие социальные науки».