Dec 10, 2012 00:31
Они… побывали на каком-то словесном пиру и наворовали там объедков.
Шекспир
10 декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Париже, в Пале де Шайо 48 голосами «за» при восьми воздержавшихся была принята Всеобщая декларация прав человека (далее Декларация). Декларация - самый переводимый документ: она переведена более чем на 360 языков мира. Она легла в основу конституций многих государств, в том числе в основу Конституции России. Однако Декларацию трудно назвать документом о правах.
Что такое права?
Для того чтобы определить понятие, его увязывают с чем-то хорошо известным. Например, я могу определить треугольник, как фигуру, образованную тремя точками не на одной прямой. Точнее, тремя отрезками прямых, соединяющими эти точки. Каждый на основе определения треугольника легко нарисует его или представит, как его можно нарисовать.
Как нам определить права, чтобы представить их?
Права лишь на первый взгляд общеизвестный феномен. Стоит вчитаться в Декларацию, как обнаруживаешь, что это не так. Декларация, не определив права, вводит более сложные конструкции: права и свободы (ст. 2), право на свободу (ст. 3) и даже право на права. Среди прав на права мы видим в Декларации: право на признание правосубъектности (ст. 6), право на восстановление в правах (ст. 8), право на осуществление прав (ст. 22). Странная конструкция - право на права. Прежде чем отстаивать свои права, тебе нужно доказать, что у тебя есть право на эти права. А когда докажешь, может оказаться, что у тебя есть право на права, но нет прав, на которые имеешь право. То же самое с правом на свободу: есть право на свободу, но нет свободы, на которую имеешь право.
Права - это ценные и защищаемые, в том числе законом, возможности каждого. Декларация допускает такое понимание прав. Она (ст. 17) признаёт имущество защищаемой ценной возможностью, заявляя: «Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества». Если право - защищаемая ценная возможность, то получается, что имущество - право, и чем больше имущества, тем больше прав. Но с другой стороны, Декларация (ст. 2) каждого наделяет всеми правами и всеми свободами без различения имущественного положения, то есть, не включает имущество в состав прав и свобод.
Люди научились строить идеальные образы мира, которые содержатся только в их головах, в их представлениях, но которые, тем не менее, очень практичны. Одно из красивейших представлений о мире называется геометрией. В ней есть плоскости без объёма и линии без ширины, которых нет в реальности. Прямые в геометрии можно длить и делить бесконечно. Сумма углов всех без исключения треугольников в Евклидовой геометрии равна точно 180 градусам. Геометрия непротиворечива: если фигура - треугольник, то эта фигура уже не может быть не треугольником. Несмотря на свою идеальность, геометрия имеет высочайшее прикладное значение.
А вот в разговоре о правах люди добились гораздо меньшего, чем в разговоре об измерении земли. Люди ещё не научились говорить о правах непротиворечиво. Имущество может быть правом, потому что подлежит защите, а может быть и не правом, потому что при включении имущества в права пропадает равноправие, столь любимое многими правоведами. Непротиворечивый язык о праве - нерешённая проблема. Декларация заслоняет эту проблему, прячет её, создаёт ощущение, что непротиворечивый язык о праве давно существует. Людям, которые ориентируются на Декларацию, кажется, что они говорят разумные вещи, в то время как они говорят глупости. Например, о праве каждого без исключения на неприкосновенность (ст. 3), о «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи» (преамбула). Преступно провозглашать неприкосновенность опасного преступника и недостойно называть недостойного достойным.
Декларация создаёт ложное ощущение, что вопросы права, справедливости находятся в центре внимания государственных деятелей и учёных правоведов. На самом деле Декларация со своими «правами человека» имеет такое же отношение к праву, как прогрессивный паралич к прогрессу.
Вот что написал о Декларации Ф. Хайек в книге «Право, законодательство и свобода»: «Концепция всеобщих прав, гарантирующая крестьянину, эскимосу и, предположительно, даже снежному человеку «оплачиваемый периодический отпуск» показывает абсурдность всей затеи. Если бы у авторов этого документа была хоть толика здравого смысла, они бы поняли, что права, декретированные ими как всеобщие…, совершенно недостижимы, а формальное провозглашение их правами является безответственной игрой с концепцией «прав», которая может привести только к утрате уважения к ней».
Декларация - хороший повод для тусовок, для салонных разговоров о правах человека и о его свободах, о равенстве и братстве, о разуме и совести и о прочих необременительных вещах. Но на основе Декларации нельзя писать справедливые законы, потому что «права человека» - это не права.
Всеобщая декларация прав человека